Как отразить обеспечение заявки в учете. Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах

Вопрос отражения в бухгалтерском учете участие в электронных торгах (в рамках 44-ФЗ).1) У нас возникла следующая ситуация:на электронной площадке торгов был открыт лицевой счет, на него были перечислены денежные средства. При участии в торгах оператором электронной площадки происходит блокировка определенной суммы в качестве обеспечения участия в заявке. По истечении торгов оператором осуществляется разблокировка денежных средств.Вопрос: как отразить в бухгалтерском учете операции по передвижению денежных средств на лицевом счете открытым на электронной торговой площадке.2) В рамках 44-ФЗ, при выигрыше на торгах заключается контракт с заказчиком, при этом перед заключением участник торгов(т.е. мы) должны перечислить Заказчику обеспечение исполнение контракта которое вернется после исполнение всех обязательств по договору. Как отразить эту ситуацию?

Проводки по отражению таких операций приведены в тексте подробного ответа.

Обоснование

Из статьи Журнала «Учет в торговле », № 11, ноябрь 2012

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов*

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :*

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Из статьи Газеты «Учет. Налоги. Право», № 35, cентябрь 2015

Как учесть деньги, перечисленные для участия в торгах

«…С этого месяца принимаем участие в электронных торгах. По правилам мы перечисляем определенную сумму на счет оператора электронной площадки. Это подтверждает, что у нас есть деньги на сделку. После подачи заявки средства блокируются, и мы не можем ими свободно распоряжаться. Когда торги заканчиваются, деньги возвращаются на наш счет. За участие в тендере с нас списывают 3000 рублей. Как отразить эти операции в бухучете?..»

- Из письма главного бухгалтера Екатерины Васильевой, г. Тюмень

Екатерина, перечисленные деньги надо отражать на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для участия в электронных аукционах компания регистрируется на сайте, где проводят торги. После одобрения заявки на регистрацию компании открывают лицевой счет, на который можно перечислять средства. Деньги на этом счете будут использоваться в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но все средства все равно принадлежат компании, оператор электронной площадки не вправе ими распоряжаться.

В бухучете эти деньги надо отразить на счете 55 . Когда компания подаст заявку на конкретный тендер, средства на счете будут временно заблокированы. Это тоже стоит отразить в учете. Для этого к счету 55 можно открыть два субсчета. Кроме того, когда средства заблокируют, их нужно отразить на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Проводки следующие:*

Дебет 55–4 Кредит 51

- денежные средства перечислены на лицевой счет, открытый оператором торгов;

Дебет 55–5 Кредит 55–4

- заблокированы денежные средства на период торгов;

Дебет 009

- отражена заблокированная сумма как выданное обеспечение.

Если компания выигрывает тендер, за участие в аукционе электронная площадка удерживает комиссию. Эту сумму необходимо отразить в прочих расходах:

Дебет 60 (76) Кредит 55–4

- удержана плата за участие в аукционе;

Дебет 91–2 Кредит 60 (76)

- плата за участие в аукционе списана в прочие расходы.

Согласно статье 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.

Данные средства могут быть перечислены оператором электронной площадки на счет заказчика в следующих случаях (п. 13 ст. 44 Закона):

1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

3) изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

В соответствии с разъяснениями Минфина России средства, поступающие бюджетному учреждению от применения различных санкций, признаются собственными доходами учреждения. Исходя из этого и в соответствии с приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в данной ситуации необходимо сделать следующие проводки:

2. Проводки по средствам по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (учреждение выступает в роли участника аукциона)

Согласно статье 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. При этом денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке (для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов).

Поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (п. 17 ст. 44 Закона). При этом участник закупки вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в отношении которых блокирование операций не осуществлено (п. 26 ст. 44 Закона).

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрен порядок бухгалтерского учета данных операций. Исходя из вышеизложенного и учитывая требования приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в данной ситуации, по мнению автора, необходимо сделать следующие проводки:

Бюджетным учреждением для использования в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки в банке 0 201 26 510 0 201 11 610
Оператором электронной площадки заблокированы операции по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, поданной бюджетным учреждением 0 206 91 560 0 201 26 610
Заблокированные средства перечислены оператором электронной площадки на счет заказчика в случаях, установленных п. 13 ст. 44 Закона (отражение расхода) 0 401 20 290 0 206 91 660
Оператором электронной площадки прекращено блокирование в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе в случаях, определенных п. 6 ст. 44 Закона 0 201 26 510 0 206 91 660
Оператором электронной площадки произведен возврат денежных средств на счет бюджетного учреждения (в соответствии с п. 28 ст. 44 Закона 0 201 11 510 0 201 26 610

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До выхода соответствующих разъяснений Минфина России считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться в корреспонденции со счетами 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации" и 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".

Обоснование вывода:
Закона N 44-ФЗ с 1 октября 2018 года предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе путем:
- блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки;
- предоставления банковской гарантии.
В силу Закона N 44-ФЗ требование об обеспечении заявки относится и к бюджетным учреждениям. Однако возможность обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии до 01.07.2019 отсутствует ( Закона N 44-ФЗ). Поэтому в этом случае бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем по информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка изменений в N 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке (смотрите Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в целях обеспечения заявки на участие в аукционе перечисляет денежные средства на специальный счет участника закупок, открытый в Сбербанке. Далее эти денежные средства блокируются на специальном счете учреждения.
Действующим в настоящее время законодательством порядок отражения операций по перечислению бюджетным учреждением средств обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет не регламентирован. Следовательно, порядок отражения этих операций бюджетному учреждению необходимо согласовать с учредителем и закрепить в положениях учетной политики ( Инструкции N 174н).
Согласно Инструкции N 157н для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, используется счет 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Вместе с тем действующая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает применение для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" ( Инструкции N 157н). При этом в 1-4 разрядах этого счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5-17 - аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" ( Инструкции N 174н).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений выбытие (возврат) сумм обеспечений отражаются с применением статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов" (510 "Поступление на счета бюджетов") КОСГУ ( Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с п. 30 СГС "Концептуальные основы" при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета пропуски или изъятия не допускаются. Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждению необходимо отразить операции по перечислению денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в корреспонденции с дебетом счета 0 201 26 000. Такие операции осуществляются в соответствии с Инструкции N 174н.
В то же время в целях обеспечения показателей соответствующих строк 590 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которые, руководствуясь Инструкции N 33н, формируются на основании показателей по поступлению (выбытию) денежных средств от возврата (перечисления) сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, бюджетному учреждению также необходимо отразить операции по блокировке этих денежных средств на специальном счете в корреспонденции со счетом 0 210 05 000.
Таким образом, до выхода соответствующих разъяснений Минфина России по данному вопросу считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражено перечисление средств в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610
- отражена блокировка средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
3. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 210 05 660
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- отражено снятие блокировки средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
4. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 201 26 610
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражен возврат средств, перечисленных ранее в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Требованиям, участник, подавший наиболее выигрышную конкурсную заявку и признанный победителем по итогам торгов, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта - в противном случае, его победа будет аннулирована. Если обеспечение делается в прямой финансовой форме, то это необходимо должным образом отразить в бухучете, т.е. правильно провести данную операцию. О том, как это делается, мы расскажем вам в этом материале.

Правильные проводки обеспечения в бухгалтерском учете

В ситуации, когда организация перечислила средства муниципальному или государственному заказчику еще до вынесения решения по тендеру, эта операция не может быть проведена как расход средств, ведь задаток здесь выполняет функцию удостоверения намерений осуществить условия контракта. В данном случае следует сделать следующую проводку: Д 76 субсчет «Расчеты по перечисленному задатку» К 51 с примечанием - задаток в пользу организатора электронных торгов.

Далее, вне зависимости от того - проиграл участник в тендере, либо выиграл - по правилам, закрепленным ФЗ-44, средства финансового залога заказчик в установленный срок обязан вернуть. И здесь мы, опять-таки, сталкиваемся с тем, что данное поступление не может считаться доходом предприятия, ведь это просто возврат залогового платежа. Поэтому и проводка должна быть соответствующей, обратной той, что была осуществлена ранее, при внесении залога - Д 51 К 76 субсчета «Расчеты по перечисленному задатку» (возврат залогового платежа).

На первый взгляд, помимо трудовых ресурсов, необходимых на осуществление бухгалтерских проводок, организация-участник ничего не теряет - те же средства, что были внесены в качестве прямого залога, спустя некоторое время возвращаются обратно. Но не стоит забывать о том, что высокие темпы инфляции ежедневно съедают финансы, замороженные и не работающие на депозитных счетах. С этой точки зрения потери могут быть вполне очевидными, особенно если говорить о больших госконтрактах с крупными суммами.

Как же решить проблему обеспечения наиболее оптимальным для всех заинтересованных сторон образом?

Можно ли избежать необходимость совершения проводки по обеспечению контракта?

Оформите банковскую гарантию , ведь этот финансово-кредитный инструмент не только позволяет экономить деньги и время, но и значительно упрощает механизм предоставления обеспечения как заявок, так и исполнения контрактных обязательств.

Мы предлагаем вам:

  • сокращенные сроки рассмотрения заявлений - всего 1 час;
  • больше, чем 50 партнерских банков, которые готовы предоставить вам гарантию;
  • наиболее выгодные условия и низкие ставки;
  • различные суммы, на которые можно оформить сертификат;
  • комфортное и грамотное обслуживание;
  • работу исключительно квалифицированных специалистов;
  • возможность обучаться всем тонкостям участия в тендерах на наших курсах, семинарах и обучающих тренингах;
  • избавиться от необходимости делать проводки по обеспечению контракта.

Ваш персональный менеджер расскажет вам о ваших возможностях еще больше!

Требование об обеспечении исполнения контракта установлено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Полученные в качестве обеспечения заявок денежные средства учитываются у учреждения-заказчика по коду вида деятельности 3 «средства во временном распоряжении» на отдельном лицевом счете. Когда и в какие сроки подлежат возврату данные суммы участникам торгов, победителю торгов? Можно ли использоваться эти денежные средства, на погашение сумм неустойки, начисленной в связи с неисполнением (ненадлежащим) исполнением контракта? Как на счетах бухгалтерского учета отражаются операции по перечислению денежных средств для обеспечения заявки, в случае если учреждение является участником торгов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данном материале.

Какие требования предъявляются к обеспечению заявок?

Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Из положений ст. 44 Закона № 44-ФЗ следует, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчик должен указать размер обеспечения заявок конкурса. Из положений п. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что размер обеспечения заявки должен составлять от 1/2% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., 1% начальной (максимальной) цены контракта. Форма обеспечения заявок конкурса или аукциона (денежные средства или банковская гарантия) зависит от способа проведения торгов.

Виды обеспечения заявок

Конкурс, закрытый аукцион

Электронный аукцион

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок самостоятельно

Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона , а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

  • получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

Участнику, победившему в торгах, с которым по итогам проведения конкурсных (аукционных) процедур был заключен контракт, обеспечение возвращается в сроки, оговоренные условиями контракта (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При этом возможно установление различных сроков возврата обеспечения исполнения контракта, предоставленного денежными средствами или банковской гарантией (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.08.2015 № Д28и-2493).

Обратите внимание

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по своевременному возврату денежных средств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения утвержденного срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (п. 29 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Законом № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок аукциона или конкурса, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок аукциона, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии. К таким случаям относятся (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

  • уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  • непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

При ненадлежащем исполнение (неисполнении) обязательств по контракту обеспечение возвращается?

Как мы уже говорили, сроки и условия возврата заказчиком, в том числе в случае одностороннего расторжения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, устанавливаются и регулируются контрактом. В случае неисполнения обязательств по контракту заказчик не возвращает обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами на указанный заказчиком счет (Письмо Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 № Д28и-2157). При этом неустойка не может быть оплачена за счет средств обеспечения исполнения контракта, так как является неосновным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено денежными средствами, внесенными на указанный заказчиком счет (Письмо Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 № Д28и-2157). Неустойка оплачивается исполнителем отдельно самостоятельно или по решению суда. В то же время в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы неустойки (пени, штрафов) из суммы денежного залога, полученного в обеспечение контракта. А в Письме Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 № Д28и-2157 имеется приписка, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством РФ специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития действующим законодательством РФ, в том числе Положением о Минэкономразвития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ. Однако поскольку разъяснения относительно применения положений Закона № 44-ФЗ даются Минэкономразвития, то в данном вопросе следует опираться на них, а не на разъяснения Минфина, в полномочия которого входит решение совершенно других вопросов. По нашему мнению, погашение неустойки за счет суммы обеспечения заявки недопустимо.

Здесь же заметим, что в соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Расчет предоставляемого обеспечения исполнения контракта осуществляется пропорционально от суммы неисполненных обязательств (поставщик исполнил контракт на 10%, следовательно, размер предоставляемого обеспечения необходимо уменьшать на 10% относительно обеспечения исполнения контракта, предоставляемого исполнителем при его заключении). Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна только при уменьшении размера такого обеспечения пропорционально объему исполненных обязательств (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.03.2015 № Д28и-593).

Как в бухгалтерском учете отражается движение средств, поступивших в учреждение в качестве обеспечения?


Средства, перечисляемые в качестве денежного обеспечения, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях по своей экономической сущности не являются расходами учреждения (Письмо Минфина РФ от 27.04.2015 № 02-07-07/24261 «Об отражении в учете бюджетных и автономных учреждений операций по перечислению и возврату денежных залогов»). В соответствии с положениями разд. V Указаний № 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного обеспечения (возврата денежного обеспечения) в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Бюджетное учреждение может выступать как исполнителем (участником торгов), так и заказчиком по контракту. То есть учреждение, в зависимости от выполняемой им роли, либо само перечисляет суммы обеспечения по контракту, либо учитывает поступившие суммы на отдельном лицевом счете. Если учреждение выступает заказчиком, то учет сумм, поступивших в учреждение в качестве обеспечения заявки, ведется посредством счета 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Если же учреждение является исполнителем, то перечисление средств в обеспечения заявки отражается по счету 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Напомним, что счет 0 210 05 в Инструкцию № 157н был введен Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н. Из положений п. 235 Инструкции № 157н следует, что счет 0 210 05 000 предназначен:

  • для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам);
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • для отражения иных операций, возникающих в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Поскольку Инструкция № 174н на сегодняшний день не приведена в соответствие с положениями Инструкции № 157н, в ней отсутствует корреспонденция по счету 0 210 05. Однако в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 для бюджетных и автономных учреждений приведены примеры отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчете (ф. 0503737) следующих операций:

  • по удержанию суммы неустойки (пени, штрафов) из суммы денежного залога, полученного в обеспечение контракта;
  • операций с залоговыми суммами.

В этом письме можно увидеть корреспонденцию счетов по счету 0 210 05. Предлагаем воспользоваться данным письмом и рассмотреть на примерах ситуации по получению и перечислению сумм обеспечения.

Пример 1

Учреждение в октябре 2015 года объявило конкурс на заключение контакта на проведение работ по текущему ремонту помещений. Начальная (максимальная) цена контракта – 300 000 руб. Размер обеспечения составляет 150 000 руб. Условиями контракта предусмотрено, что заказчик производит возврат обеспечения контракта в течение трех рабочих дней со дня подписания акта выполненных работ, обусловленных контрактом. Заказчик перечислил подрядчику аванс в размере 30% от стоимости контракта, что составило 90 000 руб. Срок исполнения – 1 ноября 2015 года. Условиями контракта предусмотрено, что в случае несвоевременного его исполнения, размер обеспечения не возвращается. Поскольку контракт своевременно исполнен не был, сумма обеспечения поступает в распоряжение учреждения.

На счетах бухгалтерского учета операции по поступлению сумм залога в доход учреждения отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

3 201 11 510

17 (510)

3 304 01 730

150 000

Изменен остаток денежных средств по средствам во временном распоряжении

3 304 06 830

3 201 11 610

18 (610)

150 000

Увеличен остаток денежных средств по приносящей доход деятельности на сумму обеспечения

2 201 11 510

17 (140)

2 205 41 660

150 000

Начислен доход от сумм, полученных в распоряжение учреждения от невозвращенного обеспечения заявки ввиду нарушения поставщиком своих обязательств

2 205 41 560

2 401 10 140

150 000

Согласно нормам п. 98 Инструкции № 174н списание с балансового учета нереальной ко взысканию суммы задолженности по предоставленным авансам отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением оправдательных документов по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (0 206 21 660 – 0 206 26 660, 0 206 31 660 – 0 206 34 660, 0 206 41 660, 0 206 42 660, 0 206 52 660, 0 206 53 660, 0 206 62 660, 020663660, 020691660) и дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» с одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». В связи с этим сумма аванса по контракту будет числиться на счете 0 206 00 до момента признания дебиторской задолженности нереальной ко взысканию.

За несвоевременное исполнение (неисполнение) контракта учреждение-заказчик, в зависимости от условий контракта, начисляет неустойку, штраф, пени.

Пример 2

Учреждение объявило конкурс на заключение контакта на проведение работ по текущему ремонту помещений. Начальная (максимальная) цена контракта – 300 000 руб. Размер обеспечения составляет 150 000 руб. Условиями контракта предусмотрено, что заказчик производит возврат обеспечения контракта пропорционально выполненным исполнителем объемам работ по контракту. Заказчик перечислил подрядчику аванс в размере 30% от стоимости контракта, что составило 90 000 руб. В срок 3 октября 2015 года был исполнен этап работ по контракту, объем которого составил 50% от выполняемых по контракту работ.

На счетах бухгалтерского учета операции по возврату сумм залога отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислена на лицевой счет учреждения сумма, поступившая от поставщика (подрядчика) в обеспечение исполнения контракта

3 201 11 510

17 (510)

3 304 01 730

150 000

Возвращена часть залога пропорционально объему выполненных по контракту работ

3 304 06 830

3 201 11 610

18 (610)

75 000

Пример 3

Бюджетное учреждение принимает участие в торгах и перечисляет обеспечение своей заявки. Размер обеспечения – 100 000 руб. По итогам проведения конкурсных процедур заявка учреждения была отклонена, и сумма обеспечения возвращена на лицевой счет учреждения.

В бухгалтерском учете операции по перечислению денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах будут следующими:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислены учреждением как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора)

2 210 05 560

2 201 11 610

18 (610)

100 000

Возвращены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора)

2 201 11 510

17 (510)

2 210 05 660

100 000

* * *

В завершение статьи сформулируем выводы:

  1. Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона № 44-ФЗ.
  2. Полученные в качестве обеспечения заявки на участие в торгах денежные средства возвращаются на счет участника закупки в течение не более чем пяти рабочих дней .
  3. Срок и условия возврата обеспечения заявки участнику, с которым заключен контракт, определяются условиями контракта.
  4. В бухгалтерском учете суммы обеспечения заявок отражаются посредством счета 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (в случае, когда учреждение выступает заказчиком), счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» (в случае, когда учреждение выступает исполнителем по контракту).


Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Т. Обухова
эксперт журнала
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.