Мнение фнс о незаконности валютных операций резидентов рф. У владельцев зарубежных счетов, возможно, появился новый риск Как не допустить беспредела и защитить иностранные банковские счета

Вопрос: Об административной ответственности за нарушение резидентом РФ порядка представления уведомлений и отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ и о переводе средств с этих счетов.

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение, сообщает следующее.

Отсутствие конкретных документов и информации, позволяющих оценить условия договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельств, не позволяет дать полноценные ответы на вопросы, указанные в обращении.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

Определение понятий резидента и нерезидента для целей валютного законодательства Российской Федерации не связано с понятием налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - уведомление), и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - отчет).

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации".

За непредставление резидентом в налоговый орган уведомления пунктом 2.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) для гражданин установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

За представление резидентом в налоговый орган уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме пунктом 2 статьи 15.25 КоАП РФ для граждан установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ отчеты представляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила).

В силу пункта 2 Правил отчеты представляются ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом (исключение составляют случаи, указанные в пункте 9 Правил).

Несоблюдение порядка представления отчетов и (или) подтверждающих банковских документов, в соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В случае неоднократного совершения административного правонарушения (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления), выразившегося в непредставлении отчетов в порядке, установленном валютным законодательством Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, являющийся резидентом, может быть повторно привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.

За нарушение гражданами установленных сроков представления отчетов и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ); более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ); более чем на тридцать дней - наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей (часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ).

Согласно статье 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Дополнительно сообщаем, что информация о порядке и способах уведомления резидентом о счетах размещена на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Учет организаций и физических лиц", подраздел "Банковские счета".

По вопросу законности валютной операции по переводу денежных средств в иностранной валюте со счета, открытого в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьей 11 Закона N 173-ФЗ.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, перечисленных в статье 9 Закона N 173-ФЗ. К таким исключениям в том числе относятся операции по переводу физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках.

Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

С учетом изложенного обращаем внимание, что валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами - резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями.

Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем также воспользоваться онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы".

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

    Расширены полномочия департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности Владимирской области. Полномочия департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности Владимирской области дополнены компетенцией по осуществлению взаимодействия с Министерством промышленности и торговли РФ в целях реализации Правил формирования и утверждения единого перечня организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и заключения соглашений о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Просмотреть полный текст статьи

    Граждане, постоянно проживающие на территории Владимирского региона получат информацию о наличии задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. На территории Владимирской области установлена процедура получения у владельца специального счета либо регионального оператора информации о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Информация предоставляется владельцем специального счета либо региональным оператором по запросу государственного казенного учреждения социальной защиты населения Владимирской области. Запрос, поступивший владельцу специального счета либо региональному оператору, подлежит регистрации в день поступления с присвоением регистрационного номера. Владелец специального счета либо региональный оператор направляет информацию не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации. Определены основания для отказа в предоставлении информации. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Просмотреть полный текст статьи

    Скорректированы полномочия департамента здравоохранения Владимирской области. Установлено, что департамент здравоохранения Владимирской области реализует свои полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Исключена норма, позволяющая департаменту здравоохранения обеспечивать население лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Просмотреть полный текст статьи

    Определен размер прожиточного минимума за 1 квартал 2019 г. во Владимирском регионе. Во Владимирской области установлена величина прожиточного минимума за первый квартал 2019 года. Его размер составляет: на душу населения - 10207 руб., что выше предыдущего показателя на 684 руб.; для трудоспособного населения увеличился на 738 руб. и составил 11123 руб.; для пенсионеров - 8613 руб. (разница составила 550 руб.); для детей - 10209 руб. Напомним, что прожиточный минимум используется для оценки уровня жизни населения Владимирской области при разработке и реализации социальных программ, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, формирования бюджета области и других установленных Федеральным законом целей. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Просмотреть полный текст статьи

01.09.2017

Письмо ФНС от 16 июля 2017 г. N ЗН-3-17/5523 выражает спорную позицию налогового органа по признанию всех валютных операций по счету резидентов РФ в иностранных банках незаконными вследствие непредставления уведомлений и отчетов о таких счетах.

Письмо ФНС – это документ, не являющийся нормативно-правовым, и его положения носят информационно-разъяснительный характер. В данном случае орган выражал свою позицию о нарушениях валютного законодательства резидентами РФ, в первой части письма приводя положения законодательных актов, а именно нормы Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В частности, были приведены нормы, устанавливающие обязанность резидентов уведомлять налоговый орган об открытии счетов в зарубежных банках, а также об изменениях реквизитов счетов и их закрытии. Помимо этого, в тексте Письма была упомянута обязанность резидента РФ представлять отчет о движении средств по счетам. За неисполнение этих обязанностей предусмотрена административная ответственность (ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее – КоАП РФ).

Перечислив законодательную базу, ФНС приходит к выводу, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами - резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями» . При этом такой вывод не основан на законе, т.к. не следует из приведенных в самом же письме норм соответствующих актов.

Определение незаконных валютных операций дано в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ: «запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ». Как мы видим, здесь нет упоминания такого признака незаконной валютной операции, как непредставление уведомления и/или отчета о движении средств. Это самостоятельные составы правонарушения, за которые предусмотрена отдельная административная ответственность.

При этом, Закон N 173-ФЗ также не содержит норм, при помощи которых можно было бы квалифицировать валютную операцию как незаконную в силу того, что она совершалась по счету резидента РФ без заблаговременного представления уведомления и/или отчета о движении средств по счету.

Мнение ФНС, касающееся вопроса незаконности упомянутых операций, как указано и в самом Письме, не является правовой нормой и не влечет за собой возникновения правовых последствий. Можно сделать предположение, в результате чего возникло такое мнение и с какой целью его изложили в официальном документе. Такими действиями налоговые органы могут стимулировать еще не представивших уведомления и отчеты по зарубежным счетам резидентов РФ к передаче информации, в том числе при помощи перечисления мер ответственности за нарушения валютного законодательства.

Ограничение ответственности


Являясь пользователем настоящего сайта, Вы осознаете, что все материалы, опубликованные на настоящем сайте, носят информационный характер и не являются правовым заключением. Никакая информация, опубликованная на настоящем сайте, не является консультацией или рекомендацией к совершению конкретных действий на ее основе. Вы также осознаете, что любая ситуация, дело, кейс и т.д. любого клиента являются строго индивидуальными и требующими индивидуального подхода при их разрешении. При этом, решения похожих, на первый взгляд, вопросов разных клиентов могут быть совершенно разными. Именно по указанной причине Консалтинговая группа "ГидПрава" (включая входящие в нее департаменты и подразделения: Юридическая компания "ГидПрава", "ГидПрава - Международное налоговое планирование, "ГидПрава" - Бухгалтерское обслуживание, "ГидПрава" - Недвижимость, Бюро юридического перевода "ГидПрава", Учебный центр "ГидПрава", Школа бизнес-английского "ГидПрава") (далее - "КГ "ГидПрава") рекомендует обращаться за оказанием услуг к специалистам с заключением соответствующего договора, влекущего возникновение прав, обязанностей и ответственности.


КГ "ГидПрава" постоянно предпринимает все возможные меры для обеспечения актуальности, полноты, достоверности и соответствия действующему законодательству РФ всех публикуемых на ее сайте материалов, однако, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за точность публикуемой на сайте информации, в том числе, но не ограничиваясь, по причине того, что опубликованная информация может являться субъективным мнением специалиста-правоприменителя и может быть основана на его субъективном толковании норм действующего законодательства РФ и/или иностранных государств. КГ "ГидПрава" также не несет ответственности за последствия, которые наступили или могут наступить в результате любого использования пользователем настоящего сайта информации, расположенной на настоящем сайте, в том числе для решения стоящих перед ним вопросов правового или финансового характеров.


Сайт КГ "ГидПрава" может содержать ссылки на сайты третьих лиц. При этом, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за содержание и информацию, представленную на данных сайтах. Переход по указанным ссылкам является для пользователей настоящего сайта строго добровольным.


КГ "ГидПрава" несет ответственность в пределах, согласованных со своими клиентами при заключении договора об оказании услуг (или иного договора в рамках оказания КГ "ГидПрава" своих профессиональных услуг), а также за последствия, наступившие в результате совершения клиентом действий, но только в том случае, если совершение данных действий было предварительно согласовано с КГ "ГидПрава". Профессиональная ответственность КГ "ГидПрава" может быть в добровольном порядке застрахована, о чем КГ "ГидПрава" вправе проинформировать своих клиентов.


С уважением,
Консалтинговая группа «ГидПрава»