Расшифровка по налогам. Крсб налогоплательщика — это карточка расчетов с бюджетом

Далеко не все налогоплательщики знают, что такое КРСБ, однако это понятие неразрывно связано с уплатой налогов. Это своеобразная база данных, которая принадлежит каждому физическому и юридическому лицу, зарегистрированному в ИФНС. В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой эта аббревиатура и для чего используется в сфере налогообложения.

Как расшифровывается понятие

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов .

В соответствии с едиными требованиями Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки , поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Зачем нужна карточка расчетов с бюджетом

Нередко у предпринимателей и ИФНС возникаю нестыковки при проверке состояния налоговых платежей. В таких ситуациях источником необходимой информации служит база данных КРСБ или так называемый лицевой счет налогоплательщика.

Мероприятия по учету средств, поступающих в бюджет, позволяют избежать переплат или накопления долгов со стороны субъекта налогообложения: юридического или физического лица.

Налоговые органы прибегают к использованию данного инструмента учета платежей, поскольку статья 32 НК РФ возлагает на ИФНС обязанности по сверке сумм уплаченных налогов, пеней, штрафов, формированию справок и выписок о состоянии лицевого счета налогоплательщика и так далее. Во время камеральных проверок налоговая служба будет ссылаться на КРСБ, однако начиная с 2010 года, этот документ утратил свою юридическую силу и с тех пор носит только справочный характер. Следовательно, карточка является дополнительным инструментом для организации или предпринимателя, позволяющим налогоплательщику контролировать состояние своего лицевого счета.

Кто ведет документ

Базу данных КРСБ ведет непосредственно ФНС на основании сведений, подаваемых налогоплательщиком. Для этого в налоговую подают налоговые декларации по формам 2-НДФЛ (в конце отчетного года) и 6-НДФЛ (ежеквартально) . Использование карточек РСБ - процедура, подведомственная налоговым органам, осуществляемая как по инициативе налогоплательщика, так и ИФНС.

Закрытие карточки также осуществляется через ИФНС, в частности для постановки на учет налогоплательщика на новом месте. Тогда лицо снимают с учета в одном налоговом органе и переводят в другой территориальный отдел ФНС в установленном порядке. Что касается штрафов за просрочку налоговых выплат и административные правонарушения, то КРСБ с этими данными не передают на новое место учета, а открывают по месту нахождения органов, вынесших решение о санкциях в отношении налогоплательщика. То есть, информация, не отражающая деятельность организации/ИП, не подлежит передаче в другую ИФНС .

Что такое КРСБ в налоговой

КРСБ налогоплательщика оформляется в момент регистрации предпринимателя или организации и представляет собой особый бланк, в который заносят сведения о произведенных денежных отчислениях в бюджет. В настоящее время помимо налогов в карточке учитывают операции по уплате страховых взносов.

КРСБ открывают не только для непосредственных налогоплательщиков, но и для так называемых налоговых агентов, которые в порядке своих обязанностей удерживают средства у налогоплательщиков и перечисляют их в налоговый бюджет организации, а затем и в казну. Если ИП или ООО платит ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физических лиц, то в ФНС открывают дополнительную КРСБ с соответствующим назначением.

Какие сведения содержатся в карточке

В карточке расчетов с бюджетом фиксируют три вида данных:

  • информацию о начисленных суммах: налогах, штрафах и пеням по ним;
  • информацию об уплаченных налогах, штрафах, пенях;
  • сальдо между начисленными и уплаченными суммами (отрицательное значение - долг; положительное - переплата).

Эти сведения вносят в КРСБ из предоставленных деклараций, решений по результатам камеральных проверок, судебных решений и других возможных документов.

Из этого следует, что карточка отражает состояние выплат средств в бюджет, поступающих от различных субъектов хозяйственной деятельности . Однако эта информация не всегда соответствуют действительному положению дел. Кроме того, в КРСБ могут числиться так называемые безнадежные долги, нереальные к взысканию. Они могут находиться в документе годами и сильно искажать значение сальдо.

Особенности заполнения

Сведения, вносимые в КРСБ, систематизированы, поэтому отдельные карточки формируют по таким критериям, как:

  • срок оплаты налога: существуют КРСБ для налогов, оплачиваемых в настоящий момент и поквартально;
  • КБК организации;
  • код ОКТМО;
  • статус налогооблагаемого субъекта.

Заполнение бланка КРСБ имеет свои особенности, среди которых отмечают следующие правила:

  • в карточку вносят только те сведения об НДФЛ, которые прошли соответствующую проверку (п.1, разд.10 Единых требований от 18.01.2012 г.);
  • не удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ не заносят в карточку (письмо ФНС РФ от 04.08.2015);
  • недоимки по налогам начисляют не только на основании карточки, но и других документов, отражающих суммы выплат.

Выплаты контролирует ФНС, на них заводят отдельную КРСБ.

Порядок получения сведений

Для контроля состояния своего лицевого счета налогоплательщики могут обратиться в ИФНС и запросить справку по КРСБ, выписку, а также составить акт сверки.

Проверить наличие долгов по налогам можно двумя способами:

  • посредством сайта nalog.ru в ЛК налогоплательщика (с 2015 года доступна проверка не только для юридических лиц, но и для ИП);
  • запросить информацию через сервис ИОН-offline, для этого нужно зайти в систему Контур Экстрен , и осуществить сверку.

Через сервис информационного обслуживания налогоплательщика можно получить следующие документы:

  • справку о состоянии ЛС;
  • акт сверки;
  • выписку о расчетах с бюджетом;
  • справку об исполнении плательщиком своих налоговых обязанностей;
  • отчеты (бухгалтерские, налоговые), предоставленные в отчетном году.

Для автоматизации получения сведений из ИОН можно использовать ПО «Баланс-2» , которое позволяет импортировать полученные документы в любую электронную систему документооборота.

Что касается сайта nalog.ru , то сведения выдаются только в формате PDF, что неудобно для крупных фирм, поэтому в данном случае предпочтительно пользоваться автоматической сверкой.

КРСБ является хоть и чрезвычайно важным и информативным документом, но отнюдь не исчерпывающим. В налоговой практике установлено, что иногда налоговики ссылаются на карточку во время проверок, однако это неправомерно по отношению к налогоплательщикам и результаты можно оспорить в судебном порядке. Таким образом, карту КРСБ нельзя считать самостоятельным, полноценным документом, по которому можно производить сверку налоговых начислений и выплат.

Подробнее о правилах заполнения КРСБ смотрите ниже на видео.

Какому налогоплательщику не приходилось хотя бы раз проходить сверку расчетов по налогам, пеням и штрафам в налоговом органе? Те, кто справился с указанным процессом, считают это достижением и нередко делятся своим опытом с теми, кому еще только сверка предстоит. Попытка описать полученный опыт подготовки к сверке привела авторов к составлению методики.

Законодательным актом, регулирующим проведение сверки, является Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В нем определены порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика, случаи прохождения сверки расчетов, сроки и некоторые особенности проведения, например, для крупнейших налогоплательщиков или при ликвидации организации. Однако документ регламентирует только действия сотрудников налоговых органов, о действиях же налогоплательщика, которые ему следует предпринять для прохождения сверки, не упоминается. Попытаемся ликвидировать этот пробел.

На первом этапе подготовки к сверке налогоплательщику необходимо получить акт сверки расчетов – документ, формируемый налоговым органом и содержащий начальное и конечное сальдо за выбранный период, суммы произведенных начислений и/или уменьшений сумм налогов и уплаты по ним (см. рисунок). Форма акта сверки утверждена Приказом ФНС РФ №ММ-3-25/494@ . Акт сверки можно получить как в бумажном виде после запроса в налоговой инспекции, так и в электронном виде через систему информационного обслуживания налогоплательщиков (далее – система ИОН), что гораздо проще. Такая услуга доступна налогоплательщикам, сдающим отчетность в электронном виде, о чем говорится во Временном порядке обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет . Акт сверки расчетов является одним из пяти возможных типов документов, которые может запросить налогоплательщик через Интернет. Также популярным документом, запрашиваемым через систему ИОН, является выписка операций по расчету с бюджетом , представляющая собой перечень операций за указанный период, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика в налоговом органе.

На сегодняшний день электронные документы, полученные из системы ИОН, не являются юридически значимыми и выполняют информационную функцию. В то же время Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ введена обязанность налоговых органов оформлять результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам актом совместной сверки и передавать его налогоплательщику в электронном виде [подп. 11 п. 1 ст. 32]. После утверждения формата акта, проект которого был размещен на сайте ФНС России 20 августа 2010г. , утверждения порядка передачи акта сверки, проект которого был размещен на сайте ФНС России 22 сентября 2010г , внесения правок в порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика и доработки программного обеспечения налоговых органов процесс сверки расчетов может осуществляться в электронном виде.

На втором этапе , после получения акта сверки, налогоплательщику следует определить, есть ли расхождения между имеющимися у него сведениями и данными налогового органа. Для этого можно сравнить сальдо соответствующих субсчетов, открытых к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако тут вероятны сложности, поскольку в бухгалтерском учете начисление налогов (авансов) осуществляется последним днем налогового (отчетного) периода , а в налоговом органе – на дату срока уплаты налога . Следствием может стать наличие в акте сверки переплаты, которой в бухгалтерском учете, естественно, нет. Поэтому, прежде чем сравнивать остатки, сальдо бухгалтерских счетов нужно скорректировать на суммы начисленных налогов, декларации по которым еще не поданы.

Для удобства контроля за состоянием расчетов с бюджетом служат регистры расчетов по налогам , которые во многом схожи с карточкой расчетов с бюджетом в налоговом органе. Эти регистры, как правило, содержат следующие параметры:

  • наименование операции (начислено, уплачено, возвращено и т. п.);
  • законодательно установленный срок уплаты с учетом выходных, праздничных дней и их переносов;
  • сумму операции;
  • реквизиты документа-основания (декларации/расчета, платежного поручения и др.);
  • период, за который производится операция.

Третий этап прохождения сверки зависит от того, выявлены ли расхождения в акте сверки или нет. В последнем случае (т. е. когда расхождений не имеется или они настолько незначительны, что налогоплательщик готов с ними согласиться и погасить задолженность) акт подписывается с обеих сторон и налогоплательщику выдается справка об отсутствии задолженности. В первом случае, когда выявленные в акте сверки расхождения значительны и необходимо в срочном порядке выяснить, по какой причине они возникли, возможны трудности, которые разрешимы с помощью выписки операций по расчету с бюджетом . В ней содержится операции начисления и уплаты налогов, пеней, штрафов по данным налогового органа. Именно этот документ служит отправной точкой для разбора проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика. По каким причинам они могут возникнуть?

1. Алгоритм расчета пеней, описанный в ст. 75 НК РФ, легко применим для одной-двух операций при условии, что в течение периода просрочки уплаты налога ставка рефинансирования Центрального банка РФ менялась не более двух-трех раз. Такое может произойти, например, при недостаточности денежных средств на расчетном счете организации, в результате чего оплата налога была задержана на несколько дней. Тогда сумма пеней рассчитывается по формуле

Эта операция расчета и начисления суммы пеней на первый взгляд выглядит простой, но ее практическое применение вызывает трудности при наличии в карточке расчетов с бюджетом записей за предыдущие отчетные периоды, появившиеся в результате подачи уточненных расчетов.

2. Программное обеспечение налоговых органов «Система электронной обработки данных» (далее – система ЭОД) рассчитывает сумму пеней на конец месяца, и эта сумма не указывается при каждой новой операции в карточке расчетов с бюджетом. Сам алгоритм расчета пеней, учитывающий состояние карточки расчетов с бюджетом, вынесен в отдельный документ, разобраться в котором налогоплательщику самостоятельно довольно проблематично.

3. Ведение карточек расчетов с бюджетом в налоговых органах с применением системы ЭОД предполагает использование справочника операций, где помимо привычных «начислено», «уплачено», «возвращено», «зачтено» имеются операции, содержание которых, скорее всего, вызовет замешательство у налогоплательщика. Речь идет о таких операциях, как, например, «дата начала начисления пени по АвДекл установлена » или «», или «Сторно сторно для выделенной для требования пени » и др. Стоит отметить, что справочник операций карточки расчетов с бюджетом в системе ЭОД в налоговом органе насчитывает более 150 наименований. Это иногда приводит к тому, что в выписках, полученных налогоплательщиками, не все операции можно однозначно «идентифицировать» (сопоставить с привычными).

В силу указанных выше оснований этот этап подготовки к сверке с налоговым органом является наиболее трудоемким. Он заключается в сопоставлении состава операций, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по данным налогового органа, и операций, самостоятельно учтенных налогоплательщиком при ведении расчетов с бюджетом. Здесь налогоплательщику предлагается использовать эвристические методы анализа , довольно широко распространенные для анализа ситуаций и выработки управленческих решений. В числе основных эвристических методов можно выделить ситуационный метод анализа , который предназначен для анализа многомерных ситуаций и явлений, таких как операции, содержащиеся в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков, с целью ограничения перебора решений задачи выявления проблемных мест. В данном случае ситуационный метод применяется для поиска парных операций, удовлетворяющих нескольким группам условий.

1. Сопоставление операций, содержащихся в выписке и регистрах учета начислений, по принципиальным параметрам , а именно:

  • наименованию операции;
  • сумме операции.

В этом случае операции признаются полностью совпавшими и исключаются из решения задачи по выявлению проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом.

2. Сопоставление операций по основным параметрам :

  • наименованию операции;
  • дате операции (срок уплаты налога или дата списания средств со счета);
  • сумме операции, если отклонение не выходит за рамки установленного предела, например 1-2 руб.

Такие операции признаются частично совпавшими и также исключаются из дальнейшего решения задачи.

3. Отслеживание взаимоисключающих операций типа «начислено по расчету» и «сторно начислено по расчету» при совпадении даты операции и суммы операции. С помощью операций типа «сторно», многочисленность которых в карточках расчетов с бюджетом препятствует наглядности выписки, в налоговом органе осуществляется «исправление ошибок», допущенных инспектором.

4. Сопоставление суммы пеней, рассчитанной налоговым органом на последнее число месяца, с суммой пеней, рассчитанной налогоплательщиком.

Сопоставление операций в выписке и регистре расчетов с бюджетом предлагается осуществлять через так называемые базовые операции , как-то: «сальдо», «начислено», «уплачено», «уменьшено», «возвращено», «зачтено». При этом учитывается тип платежа «налог», «пени» или «штраф». Если в выписке встретилась, например, операция «пеня, уменьшенная за период до СЭОД », ее можно приравнять к базовой операции «уменьшено пеней».

Результаты сравнения удобнее представить в табличном виде с выделением всех четырех возможных групп условий (см. таблицу).

Выписка операций по расчету с бюджетом Регистр расчетов по налогу
Наименование операции Дата операции Документ, основание Период Сумма Наименование операции Дата операции Документ, основание операции Период Сумма
Уплачено 20.01.2010 ПлПор, 25, 20.01.2010 510 494,00 Уплачено налога 20.01.2010 ПлПор, 25, 20.01.2010 510 494,00
Начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00 Начислено налога 20.01.2010 Декларация от 19.01.2010 IV квартал 2009 510 494,00
Начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Уплачено 19.02.2010 ПлПор, 139, 19.02.2010 510 493,00 Уплачено налога 19.02.2010 ПлПор, 139, 19.02.2010 510 493,00
Начислено по расчету 22.02.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.02.2010 IV квартал 2009 510 494,00 Начислено налога 22.02.2010 Декларация от 19.02.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Сторно начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, Ст2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Уплачено налога 19.03.2010 ПлПор, 275, 19.03.2010 570 397,00
Начислено по расчету 22.03.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00 Начислено по расчету 22.03.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.03.2010 IV квартал 2009 510 493,00
01.04.2010 Программно доначислена пеня по пересчету март 2010 1521,8

В договоре бухгалтерского сопровождения одним из пунктов входящих в стоимость является обязательное получение сальдовой ведомости по налогам и сборам из налоговой инспекции и фондов один раз в год, по итогам года. Мы стараемся заказывать ежеквартально, сразу после сдачи квартальной отчетности.

На данный момент как раз по всем своим клиентам мы запрашиваем такие данные из налоговой инспекции и фондов за 2017 год.

Зачем нужны такие данные и что там сверять?

Полученная информация показывает, как отражены наши сданные отчеты и оплаченные налоги и сборы в карточке расчетов с бюджетом. Благодаря полученным данным из налоговой инспекции, наша компания может отследить правильное разнесение по лицевым счетам налогоплательщика. ВНИМАНИЕ! Очень часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда налоги отражаются не на тех КБК или суммы попадают на невыясненные платежи, хотя изначально платежное поручение составлено верно, с правильными реквизитами.

Возможность своевременной сверки позволяет нам избежать начисления неправомерных пеней по налогам, которые инспекции могут в безакцептном порядке затем списать с расчетного счета налогоплательщика и привнести немало проблем в безналичные расчеты компании, особенно если суммы значительны.

Кроме этого, упустив трехлетний срок и оставив без внимания суммы неправильно отраженных налогов, сборов, пеней или штрафов компания не сможет доказать что данные налоги неправомерно начислены. Налоговая инспекция, кстати, также не сможет их списать, в связи с истечением срока, но вот пени на данную задолженность будут начислены и уже их списание вполне реально. Кроме этого, налогоплательщик не сможет получить справку об отсутствии задолженности для участия в тендерах, например или для получения лицензии, продаже компании.

Какие же все-таки документы для проведения сверки наша компания чаще всего заказывает?

  1. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. Такая справка заказывается, чтобы посмотреть информацию по всем налогам, сборам, взносам, пеням и штрафам, по которой есть начисления и оплаты организации только на определенную дату. Данные по налогам представлены накопительным итогом в виде переплаты или задолженности. Такая справка не дает полной картины, т.к. не видно в какой момент начислен каждый налог и попала ли оплата в карточку расчетов с бюджетом. Но, если рассчитанные Ваши данные накопительным итогом и данные инспекции совпадают, нет отрицательных значений, можно остановиться на этом варианте.
  2. Выписка операций по расчетам с бюджетом – этот документ мы заказываем чаще всего. В нем по конкретному налогу, конкретному ОКТМО и за определенный период времени можно посмотреть суммы начислений налогов по конкретным датам, загруженным на основе наших сданных деклараций, а также указаны все платежные поручения, уплаченные за этот промежуток времени. Сверяться по такому документу очень удобно и любое платежное поручение, которое не попало в выписку по каким-либо причинам, можно отследить.
  3. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Его лучше заказывать, когда основные платежи уже сверены, все данные деклараций и уплаченных налогов согласованы. Данный акт подтверждает, что на определенную дату остатки по налогам и платежам составляют определенную сумму. Подписав такой акт сверки с налоговой инспекцией у нас будет подтверждение реальных остатков по налогам.
  4. Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов – получаем только по запросу нашего клиента, находящегося на бухгалтерском обслуживании. В такой справке указана информация об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов и указывается: ИСПОЛНЕНА или НЕ ИСПОЛНЕНА. Какие именно ошибки допущены налогоплательщиком, в данной справке увидеть не удастся. Такую справку, как правило, запрашивают для работы с контрагентами при заключении новых договоров, для получения лицензии, участия в тендерах и т.д.

Хотя, проведение сверки – это право, а не обязанность налогоплательщика, мы рекомендуем Вам сверяться с бюджетом по налогам и сборам хотя бы один раз в год. Даже если Вы уверены в правильности всех отправленных деклараций и оплат. Запрос и получение сверки уберегут Вас и Вашу компанию от ненужных разбирательств.

Решили запросить сверку, составьте запрос в свободной форме для Вашей налоговой инспекции, в тексте запроса укажите: «ООО «Василек», в лице Генерального директора Иванова И. И., просит Вас предоставить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (или справку о состоянии расчетов по налогам и сборам или выписку операций по расчетам с бюджетом) на 31.12.2017 г.». Укажите в письме способ получения данных: лично или по почте (если Вы заказываете по телекоммуникационным каналам связи, то ответ придет Вам по ним же).

Составленное письмо можно отнести в Вашу ИФНС лично, отправить по почте, или по электронным каналам связи. Обязательно готовьте документы в двух экземплярах. Один – останется в налоговой инспекции, второй - у Вас. Справку о состоянии расчетов, а также акт сверки (на основании данных налоговой инспекции) налоговая инспекция должна будет выдать Вам через 5 рабочих дней. Справку об исполнении обязанности по уплате налогов, налоговая инспекция выдаст Вам через 10 рабочих дней.

Закажите справку о состоянии расчетов также в Фонде социального страхования (можно сверить остатки платежей по травматизму). Если у Вас отсутствует справка о состоянии расчетов с Пенсионным фондом на 31.12.2016 г., также рекомендуем ее получить.

По данным нашей компании для наших клиентов в 2017 году было запрошено более 100 сверок с налоговой инспекцией. Очень много ошибок в разнесении было связано с переходом администрирования платежей из ПФ и ИФНС, при этом налоговые инспекции могли в безакцептном порядке снимать неподтвержденные суммы (даже при наличии правильной справки из ПФ, предоставленной в ИФНС). Кроме этого, возникали также проблемы с отражением платежей на счетах налогоплательщика уже и в 2017 году, что требовало от нашей компании дополнительных уточняющих писем.

Следите за состоянием лицевого счета в налоговой инспекции и фондах. Не допускайте безакцептного списания денежных средств.

Если у Вас нет времени этим заниматься, мы готовы оказать Вам услугу по получения сверок из налоговой инспекции и фондов, а также, при необходимости уточнению данных.

Сервис «Сверка с ФНС» позволяет отправлять запросы на предоставление информационных услуг в ИФНС. Ответ на отправленный запрос поступит в Контур.Экстерн.

Возможен запрос следующих видов услуг:

  • Запрос по справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (Форма N39-1);
  • Запрос по выписке операций по расчетам с бюджетом;
  • Запрос по перечню налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности;
  • Запрос по акту сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Обратите внимание! Заполненный запрос ИОН можно сохранить в качестве шаблона. Подробнее о работе с шаблонами — в следующей инструкции .

Для отправки запроса на сверку с налоговой необходимо:

1. В пункте «ФНС» выбрать раздел «Запросить сверку».

2. Выбрать вид запроса.

В зависимости от выбранного вида услуги необходимо заполнить следующие данные:

  • Запрос по справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам - заполнить строку «На дату» с помощью календаря. Формат ввода — дд.мм.гггг.
  • Запрос по выписке операций по расчетам с бюджетом - с помощью справочника указать условие формирования выписки — группировать или не группировать по видам платежа, а также указать отчетный год в формате гггг.

Запрос по перечню налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности - указать начальную и конечную дату запроса информации с помощью календаря.

Формат ввода — дд.мм.гггг. В строке «условие выбора отчётности» выбрать из справочника, какие декларации необходимо учитывать — первичные, корректирующие или все.

Период, за который запрашивается услуга, должен находиться в пределах одного календарного года. Например, если налогоплательщик хочет получить выписку за период с 20.10.2010 по 02.02.2011, то необходимо будет сформировать два запроса: за период с 20.10.2010 по 31.12.2010 гг. и с 01.01.2011 по 02.02.2011 гг.

  • - заполнить строку «На дату» с помощью календаря. Формат ввода — дд.мм.гггг. Такой вид запроса отправляется только в целом по организации.
  • Запрос по акту сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам - указать год в формате гггг и с помощью календаря дату в формате дд.мм.гггг.

В запросе по выписке операций по расчетам с бюджетом и в запросе по акту сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам есть возможность указать конкретные КБК и ОКТМО/ОКАТО налогов, по которым необходима сверка. КБК и ОКТМО/ОКАТО можно выбрать из справочника иначе, будет произведена сверка по всем налоговым обязательствам налогоплательщика.


3.В открывшейся форме следует:

3.1. Выбрать вид запроса и код ИФНС и проверить, что сведения о КПП организации заполнены корректно.

Доступны для выбора следующие виды запроса:

  • Запрос по конкретному КПП в конкретную ИФНС;
  • Запрос по всем КПП в конкретную ИФНС;
  • Запрос в целом по организации.

Запрос на получение информации в целом по организации — это единый запрос по всей организации, включая филиалы, подразделения, объекты, стоящие на учете в разных налоговых инспекциях. При отправке такого запроса поле «Код инспекции ФНС России, в которой формируется ответ» заполняется нулями, а в реквизите «Код инспекции ФНС России, в которую подается запрос» следует указать код налоговой по месту учета головной организации (код МРИ). В таком запросе «КПП налогоплательщика» не заполняется.

3.2. Указать сведения о лице, подписавшем документ, и формат представления ответа.

В строке «Формат ответа» выбрать из справочника один из форматов — PDF, RTF, XML, XLS.

Ответ на запрос ИОН в целом по организации (по акту сверки, выписке, перечню, справке о состоянии расчетов) и по справке об исполнении обязанностей формируется только в формате XML.

В строке «Отправитель» выбрать пункт Руководитель организации или Представитель организации:

  • Руководитель организации — налогоплательщик (запрос будет подписан сертификатом законного представителя налогоплательщика),
  • Представитель организации — представитель налогоплательщика (запрос будет подписан уполномоченным представителем налогоплательщика).

Если запрос подписывается налогоплательщика, то вместе с ним в налоговую инспекцию обязательно передается и информационное сообщение о представительстве (приказ ФНС от 13 июня 2013 г. N ММВ-7-6/196@ ).

4. Если форма запроса заполнена, следует нажать кнопку «Перейти к отправке». Откроется окно с результатами проверки, если ошибок и предупреждение нет, то следует повторно нажать кнопку «Перейти к отправке».

Порядок документооборота с налоговыми инспекциями по запросам сверок описан в следующей инструкции .

Чтобы просмотреть отправленные ранее запросы и ответы на них, следует перейти в пункт «ФНС» и выбрать «Все сверки» . Откроется список всех отправленных запросов.

Для того чтобы просмотреть ответ из инспекции, достаточно выбрать нужный запрос в списке и в открывшемся окне кликнуть по ссылке с названием поступившего документа.

Примеры ответов на различные виды запросов

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Такая справка позволяет удостовериться в том, что налог действительно перечислен в бюджет, причем зачислен на верный КБК, а также проверить наличие пеней и штрафов. Данные в справке приведены по конкретным видам налога (сбора, взноса).

Выписка операций по расчету с бюджетом

Этот документ запрашивается в том случае, если бухгалтер обнаруживает недоимку. Содержащийся в нем перечень учтенных налоговым органом операций поможет найти ошибку, если она была допущена в ходе перечисления налога.

Перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, предоставленной в отчетном году

Этот документ формируется из базы инспекции и содержит регистрационные номера отчетов. Если отчет есть в перечне, значит, он принят, и можно не просить инспектора выслать подтверждение о принятии отчета. Кроме того, документ можно использовать как итог квартальной отчетности.

Акт сверки расчета налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам

Акт сверки может быть полезен для представления в головную организацию внутренней отчетности за квартал, полугодие или год. Он позволяет увидеть сальдо на начало сверяемого периода, общую сумму начислений и оплат по налогу за сверяемый период и сальдо на конец сверяемого периода.

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов

Справка содержит информацию по всей организации о наличие или отсутствии задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам. То есть в справке содержится информация только о факте исполнения или неисполнения обязанности по уплате с указанием кодов инспекций, где существует задолженность.

Выписка об операциях по расчетам с бюджетом - это важная и необходимая каждому налогоплательщику информация. Она позволяет контролировать правильность отражения расчетов по налогам и сборам в учете плательщика, а также в учетных регистрах налоговых органов. Как сверить данные налоговых органов и свои, какие справки предоставляет ФНС, как их получить - обо всем этом наша статья.

Быстро оценить свои взаиморасчеты с ИФНС позволит получение справки о состоянии расчетов с бюджетом (форма КНД 1160080). А если необходима более подробная информация по конкретному виду фискального сбора, то можно получить выписку операций по расчету с бюджетом (форма КНД 1166107).

Как заказать справки

Справку о состоянии расчетов можно получить и на бумаге, и в электронной форме. Чтобы запросить бумажный документ, необходимо обратиться лично в ИФНС либо направить запрос почтой. Запрос налоговые органы просят оформлять по рекомендуемой форме (Приложение 8 к Приказу ФНС от 02.07.2012 № 99н) (скачать бланк запроса можно в конце статьи).

Чтобы получить электронный документ, запрос направляется по другой форме (Приложение 1 к Приказу ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).

Выписка операций — достаточно большой документ, который у крупных организаций может достигать нескольких сотен листов. Ее можно получить только в электронном виде, отправив заявку по ТКС. Форма запроса та же, что и для справки. В ней нужно выбрать необходимый документ и период, за который вы хотите получить сведения.

Когда и как ИФНС предоставит сведения

Бумажные документы можно получить в налоговой инспекции лично или ИФНС может направить их почтой. О желаемом способе получения необходимо сделать соответствующую отметку в запросе. Электронный документ будет направлен налогоплательщику по ТКС.

Сведения о взаиморасчетах с контрагентом налоговая инспекция и в бумажном, и в электронном видах обязана предоставить не позднее 5 рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ ). Но, как показывает практика, сведения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ИФНС предоставляет намного быстрее. Срок ответа, как правило, не превышает одного-двух дней.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом

Форма справки утверждена Приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ . Формируется она на дату, которую налогоплательщик указал в запросе. В нее включается информация по всем налогам, которые обязана уплачивать компания. Включается в нее информация не только непосредственно о налоговом платеже, но также и о состоянии платежей по пеням и штрафам.

Состоит справка из надтабличной части, содержащей сведения о налогоплательщике, номере документа и дате, на которую предоставляются сведения, и табличной части, содержащей информацию о налоговых платежах.

В табличной части предусмотрено 10 граф. По каждому налоговому платежу указываются:

  • наименование (графа 1);
  • КБК (графа 2);
  • ОКТМО (графа 3);
  • сальдо по налогам, сборам, страховым взносам (графа 4), пеням (6) и штрафам (8);
  • суммы налоговых платежей, пеней и штрафов, по которым предоставлена рассрочка (графы 5, 7, 9);
  • сальдо по процентам, предусмотренным НК РФ.

Если сальдо приведено со знаком «+», то это свидетельствует о наличии переплаты по соответствующему фискальному сбору. Если со знаком «-» — о наличии недоимки.

Анализируя справку, можно сделать вывод, что у ООО «Компания» имеется недоимка по НДС в размере 50 руб. по налогу и 20 руб. по пени. По налогу на прибыль, страховым взносам и НДФЛ имеется переплата.

Образец: выписка операций по расчетам с бюджетом

Если получив справку о состоянии расчетов, вы не согласны с данными ИФНС, считаете, что сведения по какому-либо платежу отражены неверно, то для более подробного анализа следует заказать выписку операций с бюджетом. В нем сведения будут представлены развернуто по каждому начислению налога к уплате и сделанным перечислениям в бюджет.

ООО «Компания», обнаружив сведения о недоимке по НДС, запросила выписку операций по расчетам с бюджетом.

Из выписки видно, что по сроку 25.07 подлежало уплате 20 050 руб., а организация перечислила 20 000 руб. Недоимка по пени — это входящее сальдо на 01.01.2018. При необходимости уточнения возникновения недоимки по пени ООО «Компания» может заказать выписку за предыдущие налоговые периоды (2017 и ранние годы).

Чтобы расшифровать записи в выписке, используйте нашу шпаргалку по символам и обозначениям в ней:

Графа Символы и обозначения Описание
Сальдо расчетов Суммы со знаком «-» Задолженность налогоплательщика
Суммы со знаком «+» Переплата по налогу, сбору
По виду платежа Сальдированный остаток раздельно по налогу, пени или штрафу
По карточке «Расчеты с бюджетом» Сальдированный остаток суммированно, включая налоги, пени и штрафы
Операция Начислено по расчету Начисления согласно отчетности, предоставленной в ИФНС
Уплачено Платежи налогоплательщика
Сальдо на… Сальдированный остаток. Выводится ИФНС на начало и конец года
Документ Вид: ПП Платежное поручение
Вид: РНалП Налоговая декларация, отчет
Номер Номер платежного поручения, для отчетности предусмотрена особая кодировка: 2019КВ01 — декларация за 1 квартал 2019 г.
Дата Дата сдачи декларации, дата платежного документа
Сумма Дебет Начисления к уплате в бюджет
Кредит Уменьшение налога: уплата, зачет