Резервный фонд россии. Сми, учредителем которых является минфин россии Из чего состоит резервный фонд рф

"...1. Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год..."

Источник:

Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 838 "Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации"

  • - совхозов, денежные средства, резервируемые для компенсации невозмещённого Госстрахом материального ущерба, нанесённого стихийными бедствиями, покрытия необеспеч...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - социальный резервный фонд, предусматриваемый в федеральном бюджете для оказания экстренной помощи субъектам РФ в ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации и невозможности субъекта РФ ликвидировать данную...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - целевой государственный фонд, созданный по инициативе правительства, источником его формирования выступают бюджетные ассигнования...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - см. Резервный фонд...

    Большой юридический словарь

  • - англ. reserve fund часть прибыли компании, которая аккумулируется и затем расходуется на покрытие убытков, выплату дивидендов в случаях, когда текущей прибыли оказывается недостаточно...

    Словарь бизнес терминов

  • - РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД Суммы, резервируемые в счетах компании из ее прибылей для покрытия определенных обязательств или компенсации уменьшившейся стоимости актива...

    Финансовый словарь

  • - запасы банкнот, казначейских билетов и монеты, которые не выпущены в обращение Центральным банком и находятся в его хранилищах...

    Большой экономический словарь

  • - 1. государственный запас золотых монет, слитков благородных металлов, драгоценных камней и т.п., служащих для обеспечения устойчивости денежной системы и кредитных отношений 2...

    Большой экономический словарь

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - специальный денежный фондак-ционерного общества, предназначенный для покрытия его убытков, атж. для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств...
  • - 1) часть собственных средств предприятия, образуемая за счетсуммазапас товаров, накопленный какой-либо международной ассоциацией для стабилизации цен и предложений...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - в акционерном обществе специальный денежный фонд, предназначенный для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств В соответствии с ФЗ "Об акционерных...

    Большой юридический словарь

  • - в бюджетном законодательстве РФ специальный финансовый фонд, создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета...

    Большой юридический словарь

  • - составляется из сумм, отчисляемых из чистой годовой прибыли на случай чрезвычайных и непредвиденных потерь, с целью пополнения и восстановления основного капитала; имеет, так сказать, значение самострахования...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Резервный фонд Правительства РФ" в книгах

№ 325 ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

автора Сталин Иосиф Виссарионович

№ 325 ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА На нашем только что закончившемся совещании в Квебеке мы пришли к следующим решениям в отношении военных операций:1. Северо-Западная Европа. Наше

№ 228 ЛИЧНОЕ и СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

Из книги Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. автора Сталин Иосиф Виссарионович

№ 228 ЛИЧНОЕ и СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА На нашем только что закончившемся совещании в Квебеке мы пришли к следующим решениям в отношении военных операций:1. Северо-Западная Европа. Наше

Резервный фонд

Из книги Как составить личный финансовый план и как его реализовать автора Савенок Владимир Степанович

Резервный фонд Если у вас до сих пор нет запаса в размере трех-шести сумм месячных расходов, то вы вряд ли найдете более удобный момент, чтобы начать формировать резервный фонд. И ваш успех в его создании зависит от того, насколько регулярно вы будете откладывать в чулок

23. Резервный фонд бюджета города

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

23. Резервный фонд бюджета города В расходной части бюджета города предусматривается создание резервного фонда. Доля в общей сумме расходов не должна превышать 3 % утвержденных расходов бюджета города.Цель создания фонда– финансирование непредвиденных неотложных

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого Дебаты о власти продолжались. Антагонистом ВЦИК и СНК стала Петроградская городская дума, объявившая себя единственной законно избранной властью в

Резервный фонд семьи

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Резервный фонд семьи Выражения «резерв», «резервный фонд семьи» уже не единожды встречались вам в этом разделе. Что же такое «резервный фонд семьи», из чего он складывается и зачем нужен?Резервный фонд – это надежный финансовый «тыл» вашей семьи, гарантирующий, что в

5.10. Резервный фонд акционерного общества

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

5.10. Резервный фонд акционерного общества В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им

23. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ОПЛАТА АКЦИЙ, РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ОПЛАТА АКЦИЙ, РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД Оплата акций и иных ценных бумаг общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами либо иными правами, имеющими денежную оценку, которая производится по соглашению между учредителями.Оплата

Вопрос 4 Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 4 Резервный фонд и Фонд национального благосостояния В 2007 г. финансовая политика Правительства Российской Федерации в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Во-первых, 26 апреля 2007 г. Федеральным законом № 63-Ф3 были внесены поправки

автора Коллектив авторов

Статья 81.1. Резервный фонд субъекта Российской Федерации 1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 82. Резервный фонд Президента Российской Федерации 1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 96.9. Резервный фонд Действие пункта 1 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 года в части, касающейся целей использования средств Резервного фонда, Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета,

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 5. 50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (введена Федеральным законом от 04.07.2003 №94-ФЗ)Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части),

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с

Резервный фонд - дырка в экономике (Интервью В. В. Геращенко для «Московских новостей»)

Из книги автора

Резервный фонд - дырка в экономике (Интервью В. В. Геращенко для «Московских новостей») - Как вы оцениваете события, которые сейчас происходят на мировых рынках, в частности европейский кризис?- Я еще на первом курсе института, может быть, невнимательно, но читал

Резервный фонд РФ

Резервный фонд РФ был создан в начале 2008 года путем разделения Стабилизационного фонда на фонд национального благосостояния и резервный фонд. Задачей создания нового стало размещение нефтегазовых доходов в ликвидных иностранных валютах или иных активах, выраженных в инвалюте.

Часть средств Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России. За счет резкого скачка валюты в 2015 году, средства Фонда подскочили с 300 до 400 млрд.долларов. При этом часть ЗВР в Резервном Фонде упала с 70 до 16 млрд.р.

Что такое Резервный фонд РФ?

В результате огромных потоков от нефтегазового сектора в 2008 году было принято решение разделить Стабфонд на ФНБ и Резервный Фонд. В последний фонд направлялись потоки доходов от роста цен на углеводороды. В случае резкого падения прибыли казны и увеличения дефицита бюджета, Резервный Фонд должен быть источником финансирования. Таким образом, в Резервном Фонде хранилась часть федеральных бюджетных денег. Их учет проводился обособленно. В июле 2017 года был одобрен законопроект, согласно которому все средства резервного фонда должны быть переведены в собственность Фонда Благосостояния до конца 2017 года.

С 1 января 2018 года Резервный Фонд присоединился к ФНБ и все дополнительные доходы теперь будут направляться именно сюда. В этом году ФНБ пополнится валютой, которая была закуплена Минфином на валютообменных операциях в течение 2017 года на сумму, свыше 800 млрд.руб. По расчетам властей, этот год также станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из фонда благосостояния.

На эти цели, а также на софинансирование пенсионных накоплений, будет выделено в 2018 году колоссальная сумма – свыше 1 трлн.руб. С 2019 года на эти цели из ФНБ планируется направлять не более 4 млрд.р. При этом пополнение фонда будет идти также – Минфин ежегодно будет направлять сюда валюту, приобретенную по бюджетным правилам.

Управление резервным Фондом РФ.

Управлением дел Фонда занимается министерство финансов России, согласно установленному порядку. Отдельные полномочия могут осуществляться Банком России. Основной целью управления средства Фонда является обеспечение сохранности бюджетных средств и получение стабильного дохода от размещения в долгосрочной перспективе. На краткосрочных периодах допускается получение отрицательных результатов вложения, поскольку размещение денег идет в инвалюте.

Размещение средств Фонд идет также в иностранных активах. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен быть не ниже АА- по стандартам ведущих рейтинговых агентств, например, S&P.

Откуда поступают деньги в Резервный Фонд?

Формирование фонда идет за счет доходов нефтегазового сектора, а также доходов, полученных от управления деньгами фонда. В ФЗ №245 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ…» с 1 января 2010 года отменена нормативная величина Резервного фонда. Средства фонда направляются только на обеспечение бюджетных расходов. Ранее норматив составлял 7% от прогнозируемого ВВП на следующий год. При наполнении фонда резервов, деньги направлялись в ФНБ.

Сколько составляет резервный фонд РФ?

Динамику средств Резервного Фонда можно увидеть из приложенной таблицы:

Дата в млрд. долл. США в млрд. рублей в %% к ВВП
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 % ▬
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 % ▲
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 % ▼
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 % ▼
01.01.2012 25,21 811,52 1,4 % ▬
01.01.2013 62,08 1 885,68 3,0 % ▼
01.01.2014 87,38 2 859,72 4,3 % ▼
01.01.2015 87,91 4 945,49 6,8 % ▲
01.01.2016 49,95 3 640,57 6,0 % к ВВП-2015
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 % ▼
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 % ▬

Как видно, год от года резервы менялись. Отношение к ВВП также менялось от положительного до отрицательного. Объем денег, выраженный в долларах и рублях, соответствует остаткам на счетах Казначейства в ЦБ. С ноября 2008 года по 2011 год в резервы фонда включались средства, размещенные в МВФ.

Куда используются деньги с Резервного Фонда РФ?

Их основная цель – восполнять дефицит бюджета страны на случай резкого падения доходов казны, а также досрочно погашать внешний долг страны и обеспечивать нефтегазовый трансферт. Лимиты утверждаются каждый финансовый год. Использование денег Резервного фонда на трансферт во времена неблагоприятных колебаний мировых цен на энергоносители позволяет вести благоприятную бюджетную политику и обеспечивать социальное и экономическое развитие страны. Также это снижает зависимость от нестабильности на мировых сырьевых рынках.

Погашение внешнего госдолга России средствами Фонда позволяет снизить долговую нагрузку на бюджет и сократить расходы на обслуживание долговых обязательств России.

Тем не менее, Счетная палата объявила, что средства Резервного Фонда используются нерационально. Много миллиардов потерялось на курсовой разнице при размещении денег Фонда на валютных счетах ЦБ.

После обвала цен на нефть, Резервный фонд пополняться перестал, поэтому было принято решение об расходовании остатков средств и передать Резервный фонд на баланс ФНБ. За счет объединения, объем ФНБ на начало 2018 года составит 3,7 трлн.р., а свободные остатки, не вложенные в какие-либо активы, составят 2,3 трлн.р.
По итогам прошедшего года, дефицит бюджета по предварительной оценке не должен превысить 2%. Объединение двух фондов закончится не позднее 1 февраля 2018 года. Такое решение было принято в условиях резкого снижения цен на нефть за последние 2 года. Новый объединенный фонд будет по-прежнему формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Государственный материальный резерв

Резервный фонд Правительства Российской Федерации образуется на основании Бюджетного Кодекса Российской Федерации в объемах, устанавливаемых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а федеральный резерв материальных ресурсов создается решением Правительства Российской Федерации.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов местного самоуправления. В федеральном бюджете размер резервных фондов, как уже указывалось, не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размеры резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

Средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации, как впрочем, и резервных фондов нижестоящих уровней, расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Под резервным фондом бюджета понимается совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, носящих случайный, но вероятный характер. Случайность таких потребностей выражается в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета невозможно предвидеть, возникнут они или нет, а их вероятность состоит в том, что всегда допускается возможность их наступления.

Распорядителями резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, являются, как правило, федеральные органы исполнительной власти, в частности, распорядителем той части Резервного фонда Правительства Российской Федерации, которая предназначается для финансирования работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является МЧС России. В абсолютном выражении объем этой части Резервного фонда Правительства Российской Федерации в последние годы составляет 2,8 млрд. руб.

Средства из Резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального уровней в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций, а также для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
-
- проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, энергетики, промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;
- закупка, выпуск из государственного материального резерва, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
- развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока (но не более месяца);
- оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;
- оказание гуманитарной помощи.

За счет этих же средств осуществляется погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, а также разрешается выплата компенсаций за утраченное жилье при невозможности использования государственных жилищных сертификатов.

Учитывая возможность возникновения экстренных потребностей в использовании предусмотренных финансовых ресурсов резервного фонда Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации упомянутым ранее постановлением "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" обязало Министерство финансов Российской Федерации обеспечить поддержание на лицевом счете МЧС России оперативного резерва финансовых средств в размере не менее 0,2% установленного в федеральном бюджете объема резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. По состоянию на 2003 год это составляло не менее 560 тыс. рублей.

В целях повышения оперативности проведения неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России использует оперативный резерв финансовых средств, поступающий на лицевой счет Министерства, открытый в органах федерального казначейства.
Средства оперативного резерва в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации направляются на осуществление следующих мероприятий:
- проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
- закупку, выпуск из государственного материального резерва, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
- развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока (но не более месяца);
- возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств МЧС России для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оценки причиненного ущерба.

Использование средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации и оперативного резерва на другие цели не допускается.

Возможность и необходимость выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации субъектам Российской Федерации тщательно рассматривается и изучается МЧС России, Минфином России и Минэкономразвития России, которым соответствующие федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют документы, обосновывающие объем запрашиваемых средств. В них в обязательном порядке должны быть отражены данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средствах организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.

Обращения, в которых отсутствуют указанные сведения, возвращаются без рассмотрения.
Полный перечень и содержание обосновывающих документов определяются специальной совместно утвержденной МЧС России, Минфином России и Минэкономразвития России инструкцией. Рассмотрение вопроса этими министерствами о выделении средств из резервного фонда осуществляется в 3-х месячный срок.

Основанием для выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении средств для финансирования аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах в решении Правительства Российской Федерации указывается пообъектовое распределение этих средств.

Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального уровней, а также для других целей. Как правило, реальная обстановка, отражающая последствия чрезвычайных ситуаций, оказывается значительно сложнее, чем предусматриваемая прогнозами. Это вынуждает Правительство Российской Федерации изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В 2002 году их объемы составили 5 600 млн. рублей, из которых около 5 млрд. руб. было выделено отдельным ведомствам и субъектам Российской Федерации. Свыше 400 млн. руб. потрачено на оказание гуманитарной помощи пострадавшему населению 10 зарубежных стран.

Серьезно занимаются субъекты Российской Федерации созданием финансовых резервов для финансирования мероприятий по организации жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Такие резервы в объеме почти в 6 млрд. руб. созданы к концу 2002 года в 87 субъектах Российской Федерации. Всего же на ликвидацию чрезвычайных ситуаций субъектами Российской Федерации израсходовано в 2002 г. около 1,2 млрд. руб.

Правительство Российской Федерации контролирует вопросы целевого использования средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации через Минфин России, которое совместно с МЧС России организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием указанных средств. Отчеты о расходовании этих средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке представляют Министерству финансов Российской Федерации. Кроме того, в Минфин России представляется сводная квартальная и годовая отчетность по данному вопросу, что предотвращает возможные злоупотребления в использовании целевых денежных ресурсов.

Важную составляющую в комплексе организационно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения и уменьшению возможных негативных последствий их проявления представляет создание резервов материальных ресурсов. Резервы материальных ресурсов включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество и медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и др.

Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций основывается на следующих принципах:
определенность целевого назначения - формируются целевые резервы с учетом потенциальных возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям;
рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при непосредственном выполнении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и дислокация на тех территориях, где, исходя из оценки рисков, возможна наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций;
мобильность - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
достаточность - объемы резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации;
управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность с системами управления всех органов управления, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
экономичность - объемы затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны минимизировать привлечение для этих целей материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с предполагаемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Результаты привлечения резервов материальных ресурсов, образуемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях управления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых документов, и особенно реализация приведенных выше принципов создания и использования резервов материальных ресурсов, позволяют сделать вывод о том, что резервирование ресурсов является важным звеном экономического механизма управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основным подтверждением этого является вполне очевидная экономия средств при использовании накопленных материальных ресурсов, что обеспечивается выполнением следующих условий их формирования и хранения:
- допустимость закладки материальных ресурсов в резерв не одномоментно, а в течение определенного времени, что делает бюджетную нагрузку органов, создающих резервы, не столь обременительной;
- высокий уровень требований к хранению заложенных в резерв материальных ресурсов, гарантированно обеспечивающий их количественную и качественную сохранность;
- реальная возможность приближения мест хранения резервов к потенциально опасным объектам (зонам возможных чрезвычайных ситуаций) и уменьшение на этой основе расходов на их транспортировку;
- строгая система учета и контроля наличия и условий хранения, исключающая возможность естественной убыли определенных видов материальных ресурсов свыше допустимых норм;
- ограничение возможностей недобросовестных поставщиков материальных ресурсов по сбыту низкосортной продукции и некачественных материалов при накоплении резервов, используемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- допустимость формирования резервов в большем объеме и в расширенной номенклатуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющих развитой транспортной сети по сравнению с регионами центральной части Российской Федерации, что позволяет уменьшить вероятность использования для их доставки в зоны чрезвычайных ситуаций воздушного транспорта;
- возможность планирования ежегодных объемов накопления материальных ценностей во все виды резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах бюджетных возможностей органов, создающих эти резервы по состоянию на текущий бюджетный год;
- учет при накоплении резервов структурных особенностей местного производства, в соответствии с чем в первоочередном порядке в резервы закладывается продукция с длительным циклом производства, а также не производимая в данном регионе;
- максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов, правильный подбор и обучение работников складов, надежная организация охраны складов и соблюдение правил пожарной безопасности.

Комплекс перечисленных условий позволяет в определенный мере снизить затраты на формирование материальных резервов и повысить эффективность их использования по прямому назначению.

Таким образом, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, величины потенциального ущерба; природных, экономических и других особенностей региона или объекта; достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств; объемов ассигнований, выделяемых на создание соответствующего вида резервов.

Востребованность резервов обусловливает успешное развитие функциональной подсистема РСЧС Государственного материального резерва. Это развитие осуществлялось по двум направлениям:
- решение задач в интересах РСЧС путем создания, накопления, хранения и выпуска в установленном порядке материальных ценностей в интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
- совершенствование звеньев этой функциональной подсистемы путем подготовки руководящего состава, должностных лиц, других категорий личного состава органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях, оснащения формирований необходимыми средствами и поддержание их в готовности к действиям по предназначению.

Общая численность формирований функциональной подсистемы Государственного материального резерва на конец 2002 г. составляла свыше 5 000 человек.

Поставка материальных ценностей и их закладка в государственный резерв, выпуск материальных ценностей, ответственное хранение, освежение запасов, заимствование, разбронирование и замена материальных ценностей, предусматриваемых в составе государственного резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется на основании положений Федерального закона "О государственном материальном резерве", в том числе и в части, касающейся неснижаемого запаса материальных ценностей в составе резерва.

Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом (в настоящее время - Федеральное агентство по государственным резервам). Законодательством Российской Федерации ему предоставлено право передавать федеральным органам исполнительной власти часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, а также по их выпуску из государственного резерва.

Это особенно важно для МЧС России, поскольку номенклатура закладываемых в государственный резерв в его интересах материальных ценностей имеет свою специфику, а их выпуск может быть связан с необходимостью обеспечения высокой оперативности привлечения соответствующих ресурсов к ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению жизнедеятельности пострадавшего населения.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется:
- в связи с их освежением и заменой;
- в порядке временного заимствования;
- в порядке разбронирования;
- непосредственно для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Освежение материальных ресурсов проводится в связи с истечением установленного срока их хранения, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Для поддержания передового технического уровня хранящихся ресурсов проводится замена материальных резервов - выпуск из государственного резерва материальных ценностей при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления соответствующей продукции.

Заимствование материальных ресурсов - выпуск из государственного резерва материальных ценностей на определенных условиях (обычно на договорных началах) с последующим возвратом в него равного количества аналогичных материальных ценностей. Осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых соответствующим органом управления государственным резервом с получателями, но обязательно на основании решения Правительства Российской Федерации, которым, в частности, определяются порядок и сроки их возврата.

Разбронирование материальных ресурсов - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата, осуществляемый на основании решения Правительства Российской Федерации.

Выпуск материальных ресурсов из государственного резерва для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации, на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете, или в ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В 2002 г. по распоряжениям Правительства Российской Федерации из государственных резервов было выделено и отгружено материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению, на сумму более 172 млн. рублей; из них Чеченской Республике - 53,6 млн. рублей, Республике Северная Осетия-Алания - на сумму 30,3 млн. рублей, Республике Адыгея - 17,1 млн. рублей, Республике Ингушетия - 16,5 млн. рублей, Краснодарскому краю - 10,2 млн. рублей, а также иностранным государствам: Германии - 2,6 млн. рублей, Алжирской Народной Демократической Республике - 4,04 млн. рублей, Таджикистану - 0,9 млн. рублей, Киргизии - 0,46 млн. рублей и др.

Федеральный закон "О государственном материальном резерве" предусматривает предъявление санкций в виде уплаты неустойки, штрафов и пени во всех случаях нарушения порядка формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва с указанием конкретных количественных показателей предъявляемых санкций.

К случаям нарушений, подлежащим в соответствии с этим федеральным законом предъявлению санкций, относятся: необоснованные уклонения поставщиков от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв; просрочка их поставки (закладки) или непоставка (неполная закладка); несвоевременный возврат заимствованных материальных ценностей; несвоевременное выполнение указаний об отгрузке материальных ценностей государственного резерва; поставка в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему количеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора); поставка немаркированных, ненадлежаще маркированных материальных ценностей или поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам; скрытые производственные дефекты в материальных ценностях; необеспечение количественной сохранности материальных ценностей, хранящихся в пунктах ответственного хранения; установление случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв; невыборка из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок; необоснованное уклонение подрядчика от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое переоборудование объектов системы государственного резерва; нарушение правил и условий хранения, несвоевременное освежение и замена материальных ценностей, а также хранение материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям; несвоевременное представление установленной отчетности; отказ от приемки материальных ценностей в государственный резерв или их выдачи; несвоевременная оплата продукции, поставленной в государственный резерв.

Сформированная за многие годы система позволяет обеспечить эффективное использование накапливаемых в составе государственного материального резерва материальных средств, предусматриваемых специально для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с законодательством Российской Федерации резервы финансовых и материальных ресурсов создаются и на других уровнях управления - в ведомствах, на территориях, в муниципальных образованиях и на объектах экономики.

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838
"Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

2. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование расходов из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о выделении средств из этого фонда.

3. Контроль за использованием средств резервного фонда Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

Положение
о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838)

1. Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

2. Размер резервного фонда Правительства Российской Федерации определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

3. Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование:

государственной поддержки общественных организаций и объединений;

проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;

проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;

других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

4. Проекты решений Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования готовит Министерство финансов Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты, а также в случае необходимости заключения заинтересованных министерств и ведомств.

Органы, в распоряжение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий представляют в Министерство финансов Российской Федерации подробный отчет о целевом использовании таких средств.

БК РФ Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)

1. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

2. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

3. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

4. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

6. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.