Учет налогов в бюджетных учреждениях (Дементьева Н.М.). Бухвести.рф - учет автотранспорта в образовательной организации Начисление транспортного налога отражается проводкой

Л.А. Опальская

1. Объект налогообложения

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог, как и любой другой налог, считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления и сроки уплаты.

Плательщиками транспортного налога признаются бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Причем в соответствии с налоговым законодательством ряд транспортных средств бюджетных учреждений не признается объектом налогообложения, а именно:

Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2. Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговые ставки предусмотрены ст. 361 НК РФ и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

3. Порядок уплаты транспортного налога

Бюджетные организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, II квартал, III квартал.

Порядок исчисления налога, установленный ст. 362 НК РФ, обязывает налогоплательщика рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (количество лошадиных сил) на налоговую ставку (сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Организации уплачивают транспортный налог по итогам года. В течение налогового периода, если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу.

Каждый авансовый платеж равен одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ) и уплачивается в первых трех кварталах. В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансовые платежи по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом. По окончании IV квартала (по итогам года) сумма платежа равна разнице между транспортным налогом, рассчитанным за год, и суммой всех уплаченных в течение этого года авансовых платежей по налогу (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Пример.

По состоянию на 1 января 2008 года на балансе бюджетного учреждения числился грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта Российской Федерации, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ.

В отношении грузового автомобиля ЗИЛ-5301, зарегистрированного в ГИБДД МВД России, организация применяет ставки, определенные для категории "грузовой автомобиль", - 8 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму транспортного налога на 2008 год.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составила 240 руб. (1/4 х 120 л. с. х 8 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы - по 240 руб. (720 руб.).

Сумма транспортного налога, исчисленная за год, равна 960 руб. (120 л. с. х 8 руб.).

В итоге за год сумма транспортного налога по грузовому автомобилю составила 960 руб., а сумма доплаты за IV квартал - 240 руб. (960 руб. - 720 руб.).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то суммы авансовых платежей и сумма налога по итогам года должны рассчитываться с учетом коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считаются за полный месяц.

Пример.

Автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с. зарегистрирован в марте 2008 года, а снят с регистрации в ноябре того же года.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составил:

- 0,33 (1 мес. : 3 мес.) - за I квартал (без учета января и февраля);

- 1 (3 мес. : 3 мес.) - за II, III кварталы (с учетом всех месяцев);

- 0,75 (9 мес. : 12 мес.) - за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по грузовому автомобилю равна:

- 79,20 руб. (1/4 х 0,33 х 120 л. с. х 8 руб.) - за I квартал;

- 240 руб. (1/4 х 1 х 120 л. с. х 8 руб.) - за II, III кварталы.

Сумма транспортного налога - 720 руб. (0,75 х 120 л. с. х 8 руб.).

За IV квартал организация должна была доплатить 160,80 руб. (720 руб. - 79,20 руб. - 240 руб. - 240 руб.).

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

4. Представление налоговой декларации

На основании ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Бюджетные организации, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, представляют по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н и включает:

Титульный лист;

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".

Следует отметить, что если бюджетное учреждение имеет объекты налогообложения (транспортные средства), зарегистрированные на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет по месту нахождения транспортных средств, то заполняется одна налоговая декларация. При этом Раздел 1 налоговой декларации заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.

Раздел 2 налоговой декларации заполняется по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований, относящихся к ведению налогового органа, в который представляется налоговая декларация, Раздел 2 заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства бюджетного учреждения.

Местонахождением автотранспортных средств является тот субъект Российской Федерации, где они зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России, Гостехнадзоре или в других органах (ст. 83 НК РФ).

5. Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, расходы бюджетного учреждения на уплату транспортного налога должны отражаться по подстатье 290 "Прочие расходы" Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Своевременность уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему подтверждается датой платежных поручений на уплату налога.

Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога в бюджетном учете производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

При этом оформляются следующие проводки:

а) по бюджетной деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

140101290 "Прочие расходы"

130305730"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"


130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

б) по приносящей доход деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

210604340 (290) "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Перечислен транспортный налог в бюджет

230305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

220101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Одновременное отражение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения по КОСГУ290 "Прочие расходы"

6. Проблемные ситуации по транспортному налогу

1. На практике возникает много споров по вопросу о необходимости уплаты транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, однако фактически не используемых в деятельности по причине их полного износа или по другим основаниям.

В письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 определено, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, используется ли оно или нет.

Таким образом, если транспортное средство находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, оно должно быть снято с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать обложению транспортным налогом.

Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а суд поддержал доводы налогового органа о том, что налогоплательщик, являясь собственником автомобилей, обязан уплачивать по ним транспортный налог независимо от их технического состояния и фактического использования. Суд указал, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

2. Транспортное средство не зарегистрировано, но используется.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно п. 2 которого регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в частности:

Подразделения ГИБДД МВД России - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В судебной практике единой позиции по данному вопросу не сложилось.

3. Уплата транспортного налога в случае угона (кражи) транспортного средства.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 указано, что в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.

4. Определение категории автотранспортных средств для целей обложения транспортным налогом.

Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ определило, что в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".

Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом региональным законодателям предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. №33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. №129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой перечисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).

При определении срока уплаты транспортного налога (авансового платежа) руководствуйтесь региональным законом. Законодатели могут устанавливать любые сроки уплаты налога с некоторыми ограничениями. Для организаций срок уплаты, установленный региональным законодательством, не может быть ранее:

  • 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, - для годовой суммы транспортного налога;
  • последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - для авансовых платежей по транспортному налогу.

Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 363 и пункта 3 статьи 363.1 Налогового кодекса РФ.

Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) перечислите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание!
Если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ)
.

Как рассчитать и уплатить пени

Пени рассчитайте так:

Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Раньше такой порядок расчета пеней был предусмотрен разделом VII Рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. №ММ-3-10/138. На практике этот порядок налоговые инспекции применяют и в настоящее время.

Такой порядок расчета пеней за просрочку уплаты налогов (авансовых платежей) установлен в пунктах 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Внимание!
Если неуплата налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ)
.

Начисление транспортного налога (бухгалтерские проводки)

Каждый бухгалтер, сопровождающий деятельность компании, на которую оформлено транспортное средство из перечня статьи 358 НК РФ (мотоциклы, автомобили, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства), рано или поздно сталкивается с вопросом отражения начисления транспортного налога в проводках. Ведь согласно нормам налогового законодательства такая компания является плательщиком транспортного налога.

Следует применять общие правила и нормы признания расходов при отражении транспортного налога в бухгалтерском учете. Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета и ПБУ 10/99 «Расходы организации» для того, чтобы с практической стороны разобраться с вопросом.

Бухучет транспортного налога

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», предусмотренный Планом счетов, применяется, в том числе, для отражения и учета транспортного налога. Следует создать субсчет к 68 счету именно для проводок по начислению транспортного налога.

По каждому транспортному средству сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по завершении налогового периода, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется отдельно.

Поэтому целесообразно в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат — либо на производство, либо в составе прочих расходов. Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется транспорт: во вспомогательном или основном производстве, в каком именно подразделении.

Если транспорт используется в основном производстве, то транспортный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 (23, 25, 26, 44 …).

Рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу:

А теперь рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу в ситуации, когда транспортное средство используется не в основной деятельности, а, например, передано в аренду (при этом аренда транспорта не является основным видом деятельности компании).

В этом случае необходимо отразить начисление транспортного налога в корреспонденции со счетом учета прочих расходов и сделать следующие проводки:

Согласно ст. 362 НК РФ авансовые платежи по транспортному налогу являются квартальными, поэтому начисление и уплата транспортного налога производятся поквартально.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 начисленные суммы авансовых платежей по транспортному налогу принимаются в качестве соответствующих расходов квартала, за который начисляется авансовый платеж.

Начисление транспортного налога при разных системах налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены от уплаты транспортного налога. Поэтому компании, избравшие УСН в качестве режима налогообложения, исчисляют и уплачивают транспортный налог в аналогичном порядке с теми компаниями, которые применяют в своей деятельности общий режим налогообложения.

Так как компании на «упрощенке» в настоящий момент не освобождены от ведения бухгалтерского учета, то и проводки по начислению транспортного налога при УСН будут теми же самыми.

Основанием, подтверждающим расчет транспортного налога, его конкретную величину, будет справка-расчет бухгалтера.

Бюджетные учреждения с начала действия налоговой системы в России выступали налогоплательщиками по основным налогам, но с учетом особенностей, которые предусматривались в законодательстве о налогах и сборах. Рассмотрим практические вопросы исчисления и учета основных налогов в современный период, учитывая изменения в правовом регулировании бюджетных учреждений и в порядке их финансирования из соответствующих бюджетов.

Сфера деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений не ограничена законодательством (в отличие от других двух форм учреждений). Они создаются для выполнения услуг и работ в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах деятельности. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ для выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять платные услуги для организаций и физических лиц как сверх утвержденного государственного (муниципального) задания, а также в пределах задания в тех случаях, если это предусмотрено федеральными законами. При этом важно заметить, что бюджетные учреждения вправе оказывать платные услуги лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, при условии что такая деятельность указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Известно, что Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" утверждены новые Правила оказания платных услуг образовательными учреждениями, которые действуют с начала 2014 г. Порядок предоставления платных медицинских услуг определен в Постановлении Правительства от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", который действует с января 2013 г. Формирование перечня платных услуг, их стоимости, порядок заключения договоров с физическими лицами и организациями должны осуществляться с учетом требований названных Постановлений Правительства РФ.

Для бюджетных учреждений обязательным является открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства, на которых ведется учет движения субсидий и поступлений по платным услугам. Бюджетные учреждения не имеют права:

Хранить средства, полученные от предоставления платных услуг, на счетах в коммерческих банках;

Совершать операции с ценными бумагами.

Практически все бюджетные учреждения потенциально могут являться плательщиками таких налогов, как:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Налог на прибыль организаций;

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Земельный налог.

Кроме того, они могут уплачивать государственную пошлину при совершении юридически значимых действий, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено их освобождения от уплаты в составе предусмотренных льгот по государственной пошлине.

Бюджетные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности по оказанию услуг общественного питания, если такая деятельность является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и услуги общественного питания оказываются непосредственно этими учреждениями.

С января 2011 г. утратила силу ст. 321.1 НК РФ "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", но в 2012 г. была введена ст. 331.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", в которой определены особенности налогового учета на период до 01.07.2012, т.е. когда бюджетные учреждения должны были перейти на финансирование в форме субсидий. Следовательно, в настоящее время на бюджетные учреждения распространяются общие правила по учету доходов и расходов для целей налогообложения.

По налогу на добавленную стоимость с января 2012 г. согласно ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями (как и автономными) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетные учреждения могут также освободить себя от обязанностей плательщика НДС по облагаемым операциям в соответствии с положениями ст. 145 НК РФ, учитывая, что доходы от прочих видов деятельности, облагаемых НДС, как правило, невелики. Для освобождения необходимо, чтобы облагаемые доходы за три последовательных месяца не превышали 2 млн руб.

Основные платные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и так далее не облагаются НДС в соответствии с перечнем ст. 149 НК РФ. Этот перечень является закрытым и обязательным для всех налогоплательщиков. В соответствии со ст. 149 НК РФ в бюджетных учреждениях здравоохранения не облагаются такие услуги, как:

Услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

Услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

Услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

Услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

Услуги патолого-анатомические;

Услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

В бюджетных учреждениях сферы образования не подлежат налогообложению услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Подлежат налогообложению НДС в бюджетных организациях такие операции, как реализация услуг и продукции собственного производства, покупной продукции, если не предусмотрено их освобождение по ст. 149 НК РФ, а также доходы от аренды движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия учредителя. Доходы от аренды такого имущества подлежат налогообложению НДС. В сумму арендной платы, как правило, не должны включаться возмещаемые арендатором расходы потребленных коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг целесообразно определять в отдельном договоре, тем более что эти поступления у арендодателя - бюджетного учреждения не облагаются НДС, так как учреждение не является поставщиком услуг и не выполняет роли налогового агента. Стоимость возмещаемых коммунальных услуг в таком случае предъявляется арендатору без выделения в документах НДС.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность включения коммунальных услуг в общую сумму арендной платы, но в этом случае стоимость коммунальных услуг в договоре не должна выделяться, арендная плата определяется в фиксированной сумме (ст. 614 ГК РФ). Такой метод является невыгодным как для арендатора, так и для арендодателя, так как стоимость потребляемых услуг не является постоянной, возможны существенные колебания как по натуральным показателям потребленных арендатором услуг, так и в связи с изменением регулируемых тарифов на услуги в течение срока аренды.

Кроме того, неоправданно будет завышена сумма НДС, выделяемая в счетах-фактурах при предъявлении их арендатору. Поэтому на практике учреждения заключают отдельные договоры с арендаторами на возмещение коммунальных услуг.

При наличии облагаемых операций по НДС бюджетные учреждения имеют право на налоговый вычет, но при условии наличия раздельного бухгалтерского учета облагаемых и необлагаемых оборотов в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Бюджетные учреждения - налогоплательщики НДС обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. от 24.10.2013). Здесь важно учесть, что в книге покупок отражается НДС, принимаемый к вычету по счетам-фактурам, выставленным поставщиками услуг, только в части, которая относится к облагаемым операциям по НДС.

Учет операций по начислению и уплате НДС осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Рассмотрим условный пример учета операций за налоговый период (квартал).

Пример. Бюджетное учреждение имеет доходы от сдачи в аренду помещения, получает возмещение по коммунальным услугам, ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных со сдачей в аренду помещений. Лицевой счет бюджетного учреждения открыт в территориальном органе Федерального казначейства.

Исходные данные: арендная плата за квартал предъявлена арендатору по счету-фактуре (либо по универсальному передаточному документу) в сумме 82 600 руб., в том числе НДС по ставке 18% - 12 600 руб. Стоимость потребленных коммунальных услуг арендатором согласно показаниям счетчиков и по расчетам определена в сумме 23 000 руб. (с учетом НДС) за квартал. Поставщики коммунальных услуг предъявили бюджетному учреждению за квартал счета-фактуры (универсальный передаточный документ) на сумму 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 руб.

В рассмотренном примере учреждение имеет право на налоговый вычет по НДС, который следует определять в соответствии с расчетом (методом), предусмотренным в учреждении. В гл. 21 НК РФ нет никаких указаний по методу распределения "входного" НДС между облагаемыми и необлагаемыми доходами. В бюджетных учреждениях определение пропорции по доходам невозможно, так как основные доходы-субсидии не признаются выручкой (реализацией), не облагаются НДС и не могут участвовать в расчете пропорции. Предположим, что учреждение распределяет "входной" НДС по коммунальным услугам по удельному весу площади, сдаваемой в аренду, который составляет 10%. Пропорцию рекомендуется определять за налоговый период (квартал).

В бухгалтерском учете учреждения операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по НДС должны быть отражены следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Бухгалтерские операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по налогу на добавленную стоимость

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Предъявлена арендатору арендная плата с НДС

2 205 21 560

2 401 10 120

Исчислен НДС по аренде

Учтены коммунальные услуги в части деятельности по выполнению государственного задания

Предъявлены коммунальные услуги арендатору (учтены доходы)

Учтен НДС от поставщика услуг

Исчислен по расчету вычет по НДС

НДС по коммунальным услугам учтен в расходах по основной деятельности

Перечислен НДС в бюджет по срокам

Арендатором уплачена арендная плата

От арендатора поступила компенсация за коммунальные услуги

Налог на прибыль организаций в бюджетных учреждениях исчисляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. Бюджетные субсидии, предоставляемые учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), имеют целевой характер и в соответствии со ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу.

Важно заметить, что в ст. 251 НК указано, что учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают суммы арендной платы как налогооблагаемые доходы, а расходы, связанные с содержанием имущества, предоставленного в аренду, учитываются в расходах для исчисления налога на прибыль организаций. Это обусловлено еще и тем, что такие расходы не финансируются из бюджета согласно ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, в которой указано, что в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется.

С 2011 г. учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, может применяться нулевая ставка по налогу, но при соблюдении условий, установленных в ст. 284.1 НК РФ.

Главное, чтобы образовательная и медицинская деятельность соответствовала Перечню, установленному в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 "Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций" (далее - Постановление N 917).

В Постановлении N 917 видами образовательной деятельности считается реализация:

Основной образовательной программы дошкольного образования;

Аккредитованных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры), послевузовского профессионального образования;

Дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки, осуществляемых образовательными учреждениями.

Перечень медицинских услуг очень обширный и включает почти 130 видов услуг. Образовательные и медицинские бюджетные учреждения вправе применять нулевую ставку НДС в соответствии с НК РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ;

3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;

4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае если будет не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий в течение налогового периода, то учреждение теряет право на нулевую ставку и обязано исчислить налог на прибыль организаций по ставке 20% с обязательным начислением и уплатой пени.

По окончании налогового периода учреждения обязаны представлять в налоговый орган следующие сведения:

Об удельном весе доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

О численности работников в штате организации;

О численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Если эти данные не будут представлены в установленный срок в налоговые органы, то налог на прибыль организаций также должен быть исчислен по обычной ставке и с начислением пени.

Очень важно помнить, что учреждения, применявшие нулевую налоговую ставку, а потом перешедшие на применение налоговой ставки 20%, в том числе в связи с несоблюдением перечисленных выше условий, вправе повторно перейти на применение нулевой ставки по налогу в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 0%.

Доходы от сдачи в аренду имущества учитываются на балансовом сч. 2 401 10 120 "Доходы от собственности", а возмещаемые коммунальные услуги - на сч. 2 401 10 130. Расходы, связанные с получением указанных доходов, учитываются по кодам КОСГУ на счете 2 401 20 000. По итогам отчетных периодов (квартал, полугодие и 9 мес.) и за год определяются сумма налогооблагаемой прибыли и налог на прибыль организаций в установленном порядке.

По налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу особенность заключается в том, что плательщиком этих налогов является учредитель учреждения, сумма исчисленных налогов учитывается в прочих расходах, их уплата производится за счет субсидии. Исчисление налогов производится в соответствии с гл. 28, 30 и 31 НК РФ.

В бухгалтерском учете исчисленные налоги отражаются на основе налоговых деклараций, а их перечисление в бюджет - на основе заявок на кассовый расход при соблюдении правил, изложенных в Приказе Казначейства России от 19.07.2013 N 11н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений".

Исчисленные и уплаченные налоги в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками (цифры условные) (табл. 2).

Таблица 2

Бухгалтерские проводки, отражающие исчисленные и уплаченные налоги

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Исчислен налог на прибыль организаций

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет

Исчислен налог на имущество организаций

Уплачен налог на имущество организаций

Исчислен земельный налог

Перечислен земельный налог в бюджет

Исчислен транспортный налог

Уплачен в бюджет транспортный налог

Итак, для бюджетных учреждений важно правомерно определять объекты налогообложения, осуществлять раздельный учет активов, обязательств, финансовых результатов в соответствии с источниками их формирования, т.е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности, приносящей доход. Именно по раздельному учету на практике часто возникают проблемные вопросы в ситуациях, когда, например, сложно рассчитать, выделить коммунальные услуги, подлежащие предъявлению арендатору небольшой части недвижимого объекта и др. Эти ситуации заслуживают отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.

4. Информационный банк "Путеводитель по налогам". Практическое пособие по НДС // СПС "КонсультантПлюс".

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

7. Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций: Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 917.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

9. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений: Приказ Казначейства России от 19.07.2013 N 11н.

10. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706.

13. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

Расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этого к счету 68 открывается субсчет "Расчеты по транспортному налогу" (Инструкция к Плану счетов). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

При начислении и уплате транспортного налога делаются проводки :

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", Кредит 51

Уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог.

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то сумму налога включают в состав расходов только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, сумму транспортного налога включают в расходы в момент начисления - в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272 и п. 1 ст. 318 НК РФ).

Отметим, что при расчете налога на прибыль можно учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т. д.). Это следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Транспортный налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

У организации имеется обязанность заплатить налог (даже по неиспользуемым транспортным средствам);

Сумма налога подтверждена документально (декларацией, расчетом авансовых платежей, платежными поручениями).

Если организация применяет "упрощенку" и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включают в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывается.

Если организация применяет ЕНВД, то объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Чтобы распределить транспортный налог, необходимо определить долю доходов, полученных от разных видов деятельности. При этом долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитывают по формуле:

Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения делятся на Доходы от всех видов деятельности .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитывают так:

Транспортный налог умножается на Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитывают по формуле:

Общий транспортный налог за минусом Транспортного налога, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения .

При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используют показатели за месяц, в котором распределяется сумма транспортного налога (авансового платежа). Такой порядок предусмотрен в Письме ФНС России от 23 января 2007 г. N САЭ-6-02/31@.

Пример . ООО "Крата" (г. Тамбов) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Выручка, полученная ООО "Крата" от различных видов деятельности в июне 2010 г., составляет:

По оптовой торговле (без учета НДС) - 700 000 руб.;

По розничной торговле - 300 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В июне по этим транспортным средствам начислен авансовый платеж по транспортному налогу за II квартал 2010 г. в сумме 20 000 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер ООО "Крата" сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Доля выручки от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за июнь составляет 0,7 (700 000 руб. : (700 000 руб. + 300 000 руб.)).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна 14 000 руб. (20 000 руб. x 0,7).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна 6000 руб. (20 000 руб. - 14 000 руб.) (эта сумма при налогообложении не учитывается).